Ее относят к одной из самых опасных дорог России, а также часто именуют дорогой смерти. В официальных источниках она известна как трасса Р504 («Колыма»). Она соединяет Якутск и Магадан и ее протяженность составляет чуть более 2000 км.
Около 100 лет назад впервые в истории Восточной Сибири стали задумываться над необходимостью прокладки дорожной магистрали в республике Саха. И в 1931 году создается «Дальстрой» — государственное объединение по строительству дорог в районе Колымы.
Его основной целью стало строительство автомобильной дороги в направлении Магадан – Усть-Нера, с ответвлением в сторону г. Якутск. Уже к 1932 году были сданы и готовы к открытию первые тридцать километров дороги.
Важно отметить, что строительство дороги велось в крайне суровых условиях. В качестве работников привлекались заключенные из ближайших лагерей, а также приглашенные дорожные рабочие и инженеры. На пути людей вставали хребты, камнепады, болотистая местность, мошкара, и огромные перепады сезонных температур: от +40 летом до -50 зимой.
А теперь вспомним, что работа велась в 30-е гг. прошлого века, т.е. из инструментов у работников были: кирка, лопата, топор и пила. И добавим к этому далеко не санаторные условия проживания.
Это были наспех сколоченные бараки, с минимальными печками -«буржуйками», тепла от которых явно не хватало на все помещение, пронизывающим ветром зимой и роем насекомых летом.
Итог такого изнуряющего труда был предсказуем – очень высокая смертность. Общее число, занимавшихся строительством «Колымы» составляло около 800 тысяч человек. И основную массу из них – заключенные.
По рассказам старожилов, в зимнее время очень часто на обочинах можно было обнаружить умерших людей. Их присыпали снегом, а по весне можно было наблюдать ужасающую картину, когда то из одного, то из другого сугроба проглядывали человеческие останки.
Летом умерших могли захоранивать даже тайно, в надежде получить за уже мертвого заключенного его суточный паек. Ходят и совсем невероятные слухи о том, как умерших закатывали прямо в дорожное полотно. В общем, как бы там ни было, трассу «Колыма» справедливо называют кладбищем большой протяженности.
А что сегодня c трассой Р504 («Колыма»)?
Окончательно трассу Р504 ввели в работу в 50-е гг. прошлого века. С того времени очертание дороги неоднократно менялось и захватывало все новые населенные пункты, разделяясь на развилки и ответвления.
Староколымская трасса сегодня располагается сегодня немного в стороне от современной дороги. И уже нет лагерей, которые ранее встречались через каждые 25 километров, а погибшие при ее строительстве, наконец, обрели своеобразный покой. Но мрачная слава тех мест до сих пор витает над «Колымой».
С одной стороны может показаться, что во всем виновата сама трасса, состоящая из грунта и щебня.
Трасса Р504 («Колыма») — это единственная трасса федерального значения в России, которая остается без асфальта.
Но не подумайте, что все настолько печально. По словам водителей, в целом движение по ней – удовлетворительное и сегодня на отдельных участках трассы уже ведутся ремонтные работы.
Опасность этой трассы заключается в самих природных условиях, среди которых она расположилась.
Высокие горные хребты, тайга и специфический климат делают эти места безлюдными на протяжении сотен километров. Можно ехать целый день и в лучшем случае повстречать одну-две машины на дороге.
Расстояние между населенными пунктами здесь очень велико и, в случае поломки автомобиля, водитель может рассчитывать только на себя. Иногда на обочинах можно увидеть сгоревшие грузовики – отчаянные попытки водителей согреться в условиях морозной зимы.
Добавляет сложностей и непростой рельеф. Здесь и «Заячья петля», проходящая по Верхоянскому хребту мимо старого моста еще 40-х гг. постройки, и прижимы – узкая дорога, где с одной стороны находятся отвесные скальные породы. Сегодня идет их активное укрепление стальной сеткой.
Большое число опасных подъемов и крутых спусков, узкие участки дороги, где места хватало для проезда лишь одного грузового автомобиля. По этой причине встречное движение останавливалось в режиме ожидания.
Сегодня эта трасса привлекает большое число любителей экстрима и острых ощущений. С момента ее включения в федеральную программу по реконструкции проведена огромная работа, где в первую очередь все силы были брошены на поправку опасных участков.
На «Колыме» было сделано укрепление скальных пород, для предотвращения камнепада. Были обновлены мосты, на дороге появились тормозные насыпи.
Легенды и тайны «Колымы»
Число интересных историй и баек об этой трассе – большое количество. Конечно же, в первую очередь они связаны с теми людьми, кто погиб в ходе строительства дороги и навсегда остались лежать в этой земле.
Бытует мнение, что среди рабочих даже есть своеобразное «гадание на костях». Если во время дорожных работ откопаешь кость – станешь богатым, а находка целого черепа сулит рост по карьерной лестнице.
Само собой, рабочие в эти байки не особо верят, такие рассказы скорее характерны для местных жителей. Добавляет мистики и традиционная мифология Якутии.
Так, в 140 км от поселка Хандыга начинается «Священный лес». Здесь принято оставлять на деревьях лоскут яркой ткани – чтобы была удача в пути. Еще одна легенда связана с озером Лабынгкыр.
Считается, что в нем обитает загадочное и таинственное существо. Есть предположения, что это может быть некий еще неизвестный ученым вид водоплавающего, возможно даже относящийся к реликтовому виду.
По описаниям местных якутов это существо серого цвета, с глазами, расположенными по обеим сторонам. При этом существо довольно агрессивное. Оно имеет способность передвигаться не только в воде, но и на суше.
Рассказывают историю местных оленеводов, которые, став на отдых у озера, оставили на охрану вещей одну из собак. Это была опытная и проверенная собака, встречавшаяся ранее с медведями и прочими жителями тайги, поэтому трусливой ее точно нельзя было назвать.
Но в этот раз она отказывалась подходить близко к воде, стараясь держаться от озера как можно дальше. Группа людей устроилась на ночевку, ночью ничего не нарушало их сон. А на утро собака исчезла, будто испарилась.
Не было найдено никаких следов, ночью никто и ничего не слышал. А убежать сама собака явно не могла. Так и осталась эта история не разгаданной.
Еще один интересный случай произошел в 2018 году, когда весь интернет заполонили рассказы о некой женщине, идущей по трассе «Колыма». Ее встречали на разных участках дороги, но она даже не пыталась останавливать редкие в тех местах машины или подавать сигналы бедствия.
Она просто шла. Ровно так же, как уже много лет идет эта дорога от одного населенного пункта к другому. Но, в отличие от этой мистической женщины, трасса «Колыма» сегодня — реальная и настоящая.
Далее предлагаем нашему уважаемому читателю документальный видеофильм про федеральную трассу Р504 Колыма.