О внедрении автономных транспортных средств речь идет уже не первый год. За это время для подобной инициативы находились как противники, так и сторонники. И вот уже в наши дни Минтранс выступает с законотворческой инициативой, касающейся беспилотников.
Более того, звучат конкретные предложения о проведении изменений в отдельных законодательных актах. Инвесторы держат руку на пульсе, а аналитики в течение десяти лет прогнозируют рост рынка автономных транспортных средств до 9, 5 млрд. долларов.
Предложение со стороны Минтранса именуется как законопроект «О высокоавтоматизированных транспортных средствах (ВАТС)…» и находится в стадии обсуждения. Пока документ еще не обрел правовую силу, однако уже озвучиваются определенные сроки. Так, до 2024 г. планируется тестировать беспилотники на общественных дорогах уже без участия водителя.
То есть в ближайшие три года есть большая вероятность встретить подобные транспортные средства на своем пути. Напомним, что проект стартовал с 2019 года, когда в машине присутствовал инженер-испытатель и контролировал технику на протяжении всего пути.
Законопроект содержит 17 статей, где подробным образом описаны все термины, понятия, которые используются в данном контексте. Подробно прописаны требования к транспортному средству и условия, при которых машина может участвовать в дорожном движении. Это касается как перевозки пассажиров, так и грузов различного типа.
Также пришлось вносить поправки в законы, которые непосредственно связаны с безопасностью движения на дороге, Устав автомобильного транспорта и прочие документы. Прохождение техосмотра и оформление страховки – все это будет обязанностью владельцев подобных транспортных средств. Кроме этого, именно владелец беспилотника будет нести ответственность в случае ущерба при дорожно-транспортном происшествии.
Проект требует корректировок
Многие аналитики сходятся во мнении о том, что закон еще нужно доработать. Хотя уже тот вариант, что есть на сегодняшний день, считается вполне жизнеспособным.
Так, компания «Яндекс», которая разрабатывает свой беспилотник еще с 2016 года, с нетерпением ждет вступление данного проекта в силу. Известный всем «Сбербанк» в ожидании его скорейшее принятия, поскольку и здесь не обошлось без участия этого финансового монолита. Руководитель «Цифровой эры транспорта» Д. Ольховиков отметил необходимость внимательной проработки нормативных документов, однако, сроки он назвал чрезмерными. А директор организации «Право Роботов», Н. Куликов, подчеркнул, что этот вопрос обсуждается аж с 2015 года, но его окончательное принятие планируется только к 2025 году.
Кроме этого, имеют место существенные разночтения в определении нового типа транспортного средства. ВАТС, в первую очередь, это высокоавтоматизированная техника, так записано в проекте закона. Но это совсем не беспилотник, который перемещается без присутствия водителя. И пока не внесена ясность, и данные понятия не разделены, будет категорически неправильным принимать закон в подобном изложении.
Дорогу беспилотнику
Петербургский экономический форум в 2021 году стал первым масштабным мероприятием, прошедшим в очном формате после вынужденного карантина. В нем приняли участие президент РФ, В. Путин, лидеры крупных иностранный компаний, представители сферы бизнеса. В рамках форума была достигнута договоренность о выделении транспортного коридора для беспилотников. Им станет трасса М-11 («Нева»), по сути, пионер в тестировании техники без водителя. Движение будет проходить на отрезке между городами Москва и Санкт-Петербург.
Участниками данного соглашения стали «НТС», «ПЭК», «X5 Retail Group», предприятие КАМАЗ. Для подобного эксперимента ранее предполагалось выделять отдельные полосы на уже существующих трассах. Однако позже посчитали, что такие меры будут слишком затратными и особой необходимости в них, на самом деле, нет. На первоначальном этапе в кабине, в любом случае, будет присутствовать водитель. Но в процесс движения он будет вмешиваться только в случае вероятности возникновения аварийной ситуации.
Первый вице-премьер РФ, А. Белоусов, подчеркнул, что в первую очередь подобная техника будет опробована на перевозке грузов. О доставке пассажиров пока речи не идет. Как уже было упомянуто ранее, все тестирования беспилотной техники планируется завершить до 2024 года и к этому моменту машины уже должны быть опробованы на дорогах общего пользования. Вероятно, что после 2024 года тестовой площадкой станет и трасса М-12, которая сейчас находится еще на этапе строительства.
Президент России В. Путин дал поручение продлить скоростную автомагистраль до Екатеринбурга и далее: в сторону Тюмени и Челябинска. Ее постепенное открытие планируется уже с 2022 года. А с 2023 года основной участок дороги Москва-Казань-Екатеринбург должен быть введен в эксплуатацию. Вероятнее всего на этом отрезке будут тестироваться беспилотники. М. Хуснулин, первый вице-премьер, напомнил, что строительство трассы М-12 проходит в рамках проекта «Европа — Западный Китай», который включен в национальную программу по расширению дорожной инфраструктуры. Сейчас движение автономных автомобилей без контроля водителя по общественным трассам на территории России пока еще запрещено.
Одним из первых испытателей новой техники стала «Первая экспедиционная компания». Еще в апреле на закрытых складских площадках «ПЭК» в Бутово была протестирована грузовая платформа-беспилотник EVO-1. Партнером тестирования выступила компания «ЭвоКарго».
Сам грузовик способен получать питание от электрических аккумуляторов. Кроме того, он оснащен водородными топливными элементами, что дает ему дополнительных 650 км к пробегу. Изначально целью ставилось увеличение числа перевезенного груза за определенный промежуток времени, без аварийных ситуаций.
Данная платформа способна транспортировать грузы весом до 1,5 тонн.
Ее перемещение контролируется специальными датчиками и камерами. Это позволяет наблюдать за беспилотником с главного пульта управления. Такой формат удобен тем, что в будущем можно будет просто приобрести подобную машину и запускать ее в работу. А если возникнет необходимость технической поддержки, всегда можно будет обратиться к производителю.
На начальном этапе скорость автомобиля составляла 8 км/час, это позволяло совершать порядка 35 рейсов за день. При этом на подзарядку и дополнительное обслуживание уходило не более пары часов в сутки. Получается, если брать в расчет полные сутки, то для грузовика-беспилотника 22 часа из них можно вполне считать рабочими. Такой результат, конечно же, никакому водителю не под силу. А технике – в самый раз.
По итогам тестирования грузовик показал отсутствие аварийных ситуаций, четкость в работе. При этом на 20% была увеличена скорость перемещения груза.
Весьма интересен также опыт компании ПЭК в применении новой программы Base Track Logistics SF. BaseTrack — это аналитическая система, помогающая водителю выбрать наилучший вариант управления в заданных условиях. Она основана на цифровом двойнике местности, которая (в свою очередь) имеет под собой базу геоинформатики. Т.е. маршрут привязывается не к изображению дороги, а к ее координатам.
Данная система сама определяет движение по дороге, с помощью учтенных заранее характеристик транспортного средства, его загруженности, погодной ситуации и особенностей самой трассы. Благодаря корректировке стиля вождения, плавным перестройкам и равномерному распределению времени в пути, достигаются значимые показатели по снижению расхода топлива. Таким образом, водителю поступают системные рекомендации, но в сам процесс управления техника не вмешивается.
«Работа за рулем отмечается своей энергоэффективностью, снижением числа поломок, при этом движение становится более безопасным» — так вкратце охарактеризовал данную программу руководитель BaseTrack, А. Вавилин.
Это как виртуальный рельс на всем пути следования. Разработчик утверждает, что знаком с каждым сантиметром и градусом уклона дорог. Именно такое описание можно прочитать на официальном сайте. Более того, если после получения первичной информации остаются вопросы, компания подготовила вебинар, где можно увидеть все своими глазами и получить необходимые разъяснения.
Тем временем в Америке
За любыми нововведениями и разработками всегда следует вопрос прибыли. А будет ли проект успешен? А как скоро можно увидеть его окупаемость? Если говорить о сфере применения беспилотников, то здесь следует обратить внимание на опыт Соединенных Штатов. Именно в этой стране практика применения техники без водителей сегодня развита наиболее широко.
Глава департамента цифровой трансформации компании ПЭК, О. Сковородников, отмечает, что сегодня во всем мире работают порядка 500 грузовиков-беспилотников. При этом из них: 449 находятся в США, 50 – трудятся в Китае и только 1 беспилотный грузовик КАМАЗ у нас, в России. Помимо этого, в Штатах расположен холдинг «TuSimple» (цифровые транспортные технологии). И изначально при проведении тестов были использованы реальные дороги и настоящие грузы.
Кроме того, каждую такую поездку сопровождали водитель-испытатель и технический инженер. Поэтому несложно догадаться, что сам проект требовал колоссальных затрат. Но в этом случае Америка всегда работала на перспективу и вложения от инвесторов не заставили себя ждать.
А что относительно правовой точки зрения? Большинство штатов стремятся поддерживать развитие высокоавтоматизированных транспортных средств и появление их на дорогах. Даже сам термин «высокоавтоматизированное транспортное средство» (HAV – the highly automated vehicle) пришел к нам из Америки. Но, на сегодняшний день все еще наблюдается несогласованность между разработчиками и законотворцами.
Логично, что любая новая техника должна быть не только полезной, но и в первую очередь безопасной на дорогах. А это влечет за собой множество испытаний, тестов, сертификаций, которые явно затрудняют путь беспилотников в общественное пространство. Нерешенные вопросы с интернет безопасностью и конфиденциальностью личных данных также стоят на повестке дня.
Что примечательно, в США до сих пор отсутствует единый федеральный закон о беспилотной технике. Каждый штат пока принимает самостоятельные решения по данному вопросу.
Из 50 штатов более половины уже приняли законы, указы, имеющие отношение к высокоавтоматизированным ТС. Штаты Флорида, Иллинойс, Колорадо, Арканзас, Небраска и др. законодательно закрепили у себя новый вид транспорта. Иллинойс, Миннесота, Вашингтон, Огайо, Гавайи пока ограничились лишь распоряжением по эксплуатации беспилотников.
Так, например, в Калифорнии был издан целый нормативный кодекс по тестированию и вводу в эксплуатацию беспилотников. На начало 2021 года разрешения на испытание нового вида транспорта получили 56 заявителей из этого штата. Еще шесть разрешений – для испытаний без участия водителя. А штат Аризона установил правило, что транспортное средство должно соответствовать Федеральному стандарту по безопасности и иметь систему, предотвращающую столкновения с препятствиями на дороге во время движения.
Главное, что требуется от владельца, доказать его безопасность. Но пока федеральное правительство размышляет, каждый штат устанавливает свои правила. Так, конечно же, беспилотники получают больше возможностей для скорейшего выхода на общественные дороги.
В Европе передовиком данного сегмента является Германия. Бундестаг (нижняя палата Парламента) уже одобрила появление беспилотников на дорогах страны к 2022 году. На очереди утверждение и принятие закона верхней палатой Парламента (Бундесратом). Пока речь идет только о машинах, ежедневно передвигающихся по заданному, определенному маршруту, например городские туристические шаттлы.
При этом министерство транспорта Германии занимает более гибкую позицию. По их мнению, нет острой необходимости в водителе, который мог бы постоянно контролировать беспилотник. Это исключит получение дополнительных разрешений и проведение согласований на разных уровнях. При этом дает возможность автономным машинам скорее появиться на общественных дорогах.
Министр транспорта А. Шойер одобряет принятие законопроекта и ратует за его скорейшее введение в действие. По его словам, Германия будет первой страной, где машины-беспилотники массово появятся на всех дорогах страны.
А что же в России?
Законопроект, представленный Минтрансом, уже есть. Технологии активно тестируются и сегодня применяются в процессе работы. Заместитель директора компании «ПЭК», В. Филатов, поделился опытом своей компании о применении технологии BaseTracK Logistics SF. «Тестирование начинали с 3 машин, позже это число было увеличено до 10. Если говорить о результатах, то от утвержденного компанией нормы по расходу горючего удалось достичь экономию в 10%. С весны текущего года уже на трассе М-11 проходят испытания, где система управления сама отвечает за педаль газа. Пока – под контролем водителя, но все таки в будущем она должна стать полностью автономной».
По словам В. Филатова, компания «ПЭК» планирует в будущем использовать подобную систему уже на тысяче своих грузовиков. Основная цель – минимизировать человеческий фактор, повысить безопасность и оптимизировать стоимость перевозки.
Руководитель центра аналитики «Монтранс» Д. Журавлев также высказал свое видение касательно интеллектуальных систем контроля автомобиля. По его мнению, подобные программы начали распространяться только благодаря частным проектам.
Такие технологии будут очень актуальны для коммерческих грузоперевозок, поскольку за счет эффективности работы их окупаемость быстро возрастет. Но пока еще этот рынок сравнительно новый и весьма недешевый. Вероятно, на его развитие может оказать влияние само государство. Каким образом? Введением более строгих требований относительно безопасности движения грузовиков.
Тем самым «набор умных функций» станет обязательным к приобретению в рамках той же государственной закупки. Как в итоге сложится судьба беспилотников на российских дорогах, покажет только время.