В наши дни на заводе «КАМАЗ» налажен выпуск среднетоннажных грузовиков «Компас», но многие упускают из виду тот факт, что до «Компаса» первым, компактным автомобилем стал «КАМАЗ 4308». О нем и пойдет речь далее.
Попытки создавать малотоннажник относятся еще ко 2-половине 90-х гг., когда во главе «КАМАЗа» стоял генеральный директор Бех Николай Иванович. Его работа совпала с непростым для страны периодом с 1987 года, и в течение 10 лет он оставался у руля предприятия.
Однако на сегодняшний день о выпуске какого-либо экспериментального образца сведений нет. В архивных подшивках «КАМАЗа» удалось лишь обнаружить приказ от 16.11.1996 года «О создании целевой группы по малотоннажному грузовику и минивэну».
Кроме этого, есть сведения о том, что ОАО «Риат» (г. Набережные Челны) делала сборку нескольких «мини» «КАМАЗов» в качестве эксперимента. Однако производство таких машин оказалось весьма недешевым, по этой причине дальнейшая работа по ним была свернута.
А что же на счет «КАМАЗ 4308»?
Первый экземпляр этого грузовика был показан на международной автомобильной выставке, которая проходился в Москве, в августе 2002 года.
«КАМАЗ 4308» был представлен в 2 вариантах: бортовой с грузоподъемностью в 5,5 тонн, а также вариант фургона, способного перевозить до 5 тонн груза.
Своим появлением «КАМАЗ 4308» был обязан следующим конструкторам завода «КАМАЗ»: Савинков А.С., Макаров Е.Г., Ларин В.М., Гарифуллин С.Х.
А вот общее руководство оставалось за главными конструкторами: Валеевым Д.Х., проработавшим на заводе 24 года, начиная с 1995 г. А также Жабиным А.Н., чей трудовой стаж на предприятии составил 19 лет.
Внешний вид автомобиля, а также его кузов-фургон – дело рук компании «Автодизайн» (г. Набережные Челны), руководителем которой являлся Екимов С.В., ранее трудившийся на предприятии «КАМАЗ».
За довольно сжатые сроки было подготовлено все необходимое и с ноября 2003 года был дан старт выпуску новых «КАМАЗ 4308». За пару месяцев работы изготовили более 20 грузовиков.
А уже к концу ноября 2003 года новинку смог оценить сам президент Татарстана – Шаймиев М.Ш. Любопытный факт: изначально «КАМАЗ 4308» предполагалось назвать в честь сказочного персонажа – крылатого коня Тулпара.
С началом 21 века в нише среднетоннажных грузовиков произошли свои перемены. «ГАЗ» и «МАЗ» набирали обороты, тогда как «ЗИЛ» уже начинал отставать.
В свою очередь разработчики «КАМАЗа» уверяли, что «4308» не будет являться конкурентом для марок « ГАЗ — 3310 Валдай», «ЗИЛ — 5301 Бычок» и «МАЗ 4371 Зубренок». Новинку предлагалось использовать на нефтяных предприятиях в городах: Альметьевск, Бугульма, Нижнекамск и др.
В конце декабря 2004 года на предприятии «КАМАЗ» утвердили программу «Среднетоннажный автомобиль «КАМАЗ-4308-I». Руководителем проекта назначили Вялкова В.А.
В группу управления проектом вошли:
На фото слева направо: Ковалёв В.Н., Вялков В.А., Веселова С.В.,Кирилов В.В.,.Пащенко Н.Н., Зинкин С.А.
Что примечательно, модель «4308» почти на половину состояла из комплектующих зарубежного производства.
Фактически в создании новинки активно поучаствовали: двигатель «Cummins» (США), топливная система «Bosch» (Германия), агрегаты и узлы от «ZF», «MIREAL» и «LOSING». Поставка бескамерных шин была доверена компании «Матадор», а сидения для водителя и пассажира – от «Граммер».
Руководитель проекта, Вялков В.А., объяснил такую комплектацию намерением опробовать импортные компоненты, чтобы в дальнейшем их можно было применять на прочих грузовых сборках.
Весной 2005 года новый «КАМАЗ 4308» был продемонстрирован публике. Само собой, такое события пресса не оставила без внимания. Ниже представлена статья из газеты «Вести Камаза» от 22.04.2005 г.
Одними из первых покупателей грузовиков «КАМАЗ 4308» стали предприятия ОАО «Челны-Холод» (производитель мороженого), а также ООО «Красный Восток» (пивоваренная компания).
Еще одна статья из «Вести Камаз», датирована июлем 2005 года. В ней рассказывается о впечатлениях предприятия ОАО «Челны — Холод», после двух месяцев использования новых грузовиков в своей работе. И впечатления, нужно отметить, весьма положительные. Сотрудники даже негласно стали называть новые грузовики «камазята».
Однако ни народное «камазята», ни предполагаемое название «Тулпар» не закрепилось за новинкой «КАМАЗ 4308». В свою очередь Вялков В.А. высказывал такую идею наименования для новой модели, как «Челнок». Вот какая статья вышла в корпоративном журнале под номером 3 в 2006 году.
Еще одна заметка из майского номера (2005 г.) рассказывает о том, что в разработке новинки «4308» участвовали не только сотрудники «КАМАЗа», но также и конструкторы бывшего ремонтного завода «КамазИнструментСпецмаш». Руководителем коллектива являлся Шаров В.А.
А позже была представлена целая программа, следуя которой «КАМАЗ» планировал выпустить около 30 тыс. новинок за пятилетний период, начиная с 2007 года. Однако суровая действительность и неготовность покупателя к высокой цене грузовика сократила этот план до 5274 штук.
Но, даже несмотря на солидное расхождения плана и фактических продаж, «КАМАЗ 4308» смог завоевать диплом «Сто лучших товаров России».
В 2007 году в г. Москва прошла международная выставка «Коммерческий транспорт 2007», где модель «4308» одержала уверенную победу как «Лучший отечественный грузовик». На выставке были представлены автоэвакуатор, грузовик с изотермическим автофургоном и гидробортом.
И, несмотря на то, что сегодня грузовик так и остался без официального имени, модель «4308» продолжает регулярно сходить с заводского конвейера.
Шасси новой модели «4308» успешно подходит для установки различных надстроек. Сферы, где могут быть использованы «камазята» — самые разнообразные. Ниже представлены существующие варианты «КАМАЗ 4308».
«КАМАЗ 4308 Автофургон»
«КАМАЗ 4308» Бортовой грузовик
«КАМАЗ 4308» Аэродромный автолифт (АЛ ЗУ)
«КАМАЗ 4308» Автоцистерна (АЦВ-56181-02)
«КАМАЗ 4308» Вакуумная машина (КО-515А)
«КАМАЗ 4308» Топливозаправщик (46123-02)
«КАМАЗ 4308» Автоэвакуатор
«КАМАЗ 4308» Мусоровоз (КО-440-4К)
«КАМАЗ 4308» Телескопический автоподъёмник (АПТ-18)
«КАМАЗ 4308» Автовоз
«КАМАЗ 4308» Пожарный автомобиль (АЦ-3,2-40)
«КАМАЗ 4308» с краном-манипулятором
Эта новинка «КАМАЗа» была представлена в апреле 2008 года. Ее предназначение – работа в сфере коммунального хозяйства, а также в строительной отрасли.
Из основных технических характеристик:
- ДШВ (в метрах) 7,4 х 2,55 х 2,8;
- Колесная формула 4 х 2;
- Полная масса = 11500 кг;
- Масса перевозимого груза составляет 4650 кг;
- Грузоподъемность на максимальном вылете (КМУ) = 900 кг;
За 18 лет работы, начиная с 2003 года, с конвейера автозавода «КАМАЗ» вышло более 11500 моделей «4308».