С чего все начиналось
С момента распада СССР, появление рыночной экономики и новых торговых отношений потребовало основательного обновления во всех сферах деятельности. Началась перестройка на новый формат и для успешной работы требовались новые ресурсы.
Так, в автомобильной промышленности ощущалась острая нехватка небольших грузовых машин для городской среды. Достойных и удобных вариантов низкорамников просто не существовало.
На тот момент по всей России выпуском грузовых автомобилей занимались заводы «ГАЗ» (и их знаменитые «ГАЗ 53»), «ЗИЛ» и «Камаз», у которых не было подходящих предложений для существующей на тот момент торговой сети.
Погрузочная высота автомобилей была большой, что доставляло определенные неудобства водителям. Кроме того, имеющиеся в наличии грузовики имели плохую маневренность и солидный радиус разворота, что совсем не подходило для узких городских улиц.
При этом грузовики «ГАЗ» и «ЗИЛ» славились своей малой грузоподъемностью, а «Камаз», напротив, мог перевезти большой груз, но и топлива он расходовал тоже солидно.
Само собой, подобные технические характеристики просто не подходили для городских условий, а спрос на такие грузовики все возрастал. Предприятиям малого бизнеса приходилось переплачивать втридорога, чтобы приобрести грузовики иностранных производителей, зарубежные компании не спешили приходить на российский рынок. Особой популярностью пользовались двухосные марки «DAF», «Iveco», «Volvo».
И вскоре нашлось решение этой проблемы: в 1993 году у челнинской компании «Риат» появилась идея создания удобного 6-тонного низкорамника, предназначенного именно для городской среды. Собирать его планировалось на базе 2-осного «Камаз 4325». Для нового грузовика было дано наименование 5355.
Самый первый образец
Чтобы добиться небольшой погрузочной высоты, пришлось изменять раму и подвеску, а для колес был определен размер (R) в 17,5. А для этого понадобилось: переработать переднюю и заднюю подвески, рессоры, подвергнуть основательному изменению конструкцию ведущего моста, использовать новые тормозные системы и др.
Такое масштабное преобразование было доверено конструкторскому бюро «Риат» (г. Набережные Челны).
При этом характеристики силового агрегата для тестового образца сохранились в прежнем виде: двигатель «Камаз 740» и пятиступенчатая коробка передач (141). Так, при высоте рамы в 790 мм, получилось сохранить погрузочную высоту (в состоянии загрузки) не выше 970 мм.
В результате пробных испытаний грузовик показал плавный ход, отличную маневренность и, при этом, экономичный расход топлива. Так, в 1994 году грузовик получил свое свидетельство о безопасности конструкции, выданное Бронницким центром сертификации.
Дальнейшие изменения
Год спустя грузовик решили снабдить американским двигателем «Cummins 6 B5» в 180 л.с., а также немецкой 6-ступенчатой коробкой передач «ZF-6-S-36/2». Чуть позже были попытки использовать двигатель «Caterpillar-31 16», производства США.
И машины получились весьма легкими, при способности поднимать груз, весом до 7 тыс. кг.
После всех проведенных испытаний, наиболее экономичный расход топлива и простота техобслуживания оказалась у американского двигателя «Cummins – 6 B5,9».
Поэтому все дальнейшие сборки было решено проводить с его участием.
Подводя итоги
В планах предприятия значился запуск «Камаз Риат 5355» в серию, но 1998 год с его финансовым кризисом спутал все карты. Компания «Риат» не имела самостоятельных площадей для массового изготовления грузовиков, поэтому данный проект пришлось убрать в дальний ящик.
Но труды инженеров и конструкторов не пропали даром. Отдельные элементы, в частности, установленные американские двигатели «Cummins», позже будут использованы при сборке «Камаза 4308». А результаты всех пройденных тестов и испытаний сохранили в научно-техническом центре ОАО «Камаз».
Оценивая итоги реализации «Камаз 4308» можно говорить о весьма скромных успехах этой марки. Заявленная стоимость была высока, причиной тому оказалась солидная цена на КПП, тормоза, управление и др. Дороговизна комплектующих не способствовала росту спроса на эту модель.
С декабря 2021 года «Камаз» заявил о начале производства малотоннажников «Компас», прародителем которого можно считать «Камаз Риат 5355». Проект «Компас» взял старт с 2 моделей: «Компас 9», массой в 9,5 тонн и «Компас 12» – 11,99 тонн.
Главный конструктор предприятия, С.В. Назаренко, поделился планами завода: «Во второй половине 2022 года планируется выпуск «Компаса 5» (5,5 тонн) и «Компаса 6» (6 тонн). А самым легким грузовиком в семействе «Компас» станет 3-тонник «Компас 3».
Его разработка уже начата, но прототип планируем представить не ранее 2023 года». Такие грузовые автомобили отлично подходят для работы в городе и пригородных территориях. Сегодня автомобиль прошел сертификацию и будет доступен к приобретению через сервисные центры «Камаза».
Также предлагаем вашему вниманию два видео обзора российского грузовика Камаз Риат 5355.