Ежегодно в мире увеличивается число автомобилей. Производители разных стран стараются удивить потребителя чем-то новым и оригинальным, и представить наиболее удобный вариант для водителей. Грузовики разнообразных марок и тоннажа бороздят просторы всех континентов мира.
Уже создаются целые грузовые дома на колесах, чтоб обеспечить комфорт человека за рулем. Но за общей динамикой в отрасли автомобилестроения одна важная проблема долго оставалась в тени: это нехватка самих водителей. В первую очередь это касается водителей грузовых автомобилей. В чем причина и что делать в такой ситуации? Попробуем разобраться.
Аналитическое агентство «Transport Intelligence» сообщает о том, что сегодня европейские страны недосчитываются около полумиллиона водителей. Большинство вакансий так и остаются не закрытыми, а на предприятиях простаивает служебный грузовой транспорт.
Владельцы компаний-перевозчиков пытались проводить оптимизацию маршрутов, и пробовали привлекать водителей повышенной заработной платой, но серьезного успеха все эти действия не принесли.
Международный Союз автотранспорта провел свое исследование, участие в котором приняли предприятия из 23 стран. При этом в расчет брались как крупные организации-перевозчики, так и более мелкие предприятия. Проблема подтвердилась: недостаток водителей-профессионалов с каждым днем становится все более заметным.
А где все?
Дефицит кадров ощущается как в Европе, так и в России. Крайней непростая ситуация образовалась в Польше, где нехватка водителей грузовиков достигает 125 тысячи человек. На втором месте такого анти-рейтинга расположилась Англия с ее 70 тысячами отсутствующих работников.
Дело дошло до того, что по этой причине была нарушена доставка бензина на местные пункты заправки, пришлось задействовать силы национальной армии. Только таким способом удалось избежать транспортного коллапса.
Третье место – за Германией, где кадровый дефицит оценивается, в среднем, в 50 тысяч человек. А как же обстоят дела в России? На сегодняшний день критической нехватки водителей нет, однако число вакансий в три раза превышает количество размещенных резюме.
По данным статистики количество грузовых машин на территории Российской Федерации переваливает за 4 миллиона. Казалось бы, отличная возможность для водителей выбирать компанию и условия труда по своим запросам. Однако, не все так просто.
В настоящий момент колоссальные обороты набирает разнообразная доставка. Услуги курьера для отправки важных документов и передачи подарков для близких людей, доставка продуктов, медикаментов, товаров из интернет-магазинов. Все это дало толчок к росту использования грузовых машин малого тоннажа.
При этом основное движение товара происходит в рамках торговых платформ. Управляющий партнер федеральной сети офисов службы экспресс-доставки «PostBuro» К. Чубаров полагает, что такие маркетплейсы имеют достаточную финансовую стабильность и могут себе позволить работать в формате убыточной логистики.
При этом здесь зарплата, которая предлагается водителям, на порядок выше в сравнении со среднерыночным ценником. Поэтому многие водители без долгих раздумий меняют работу и уходят из мелких компаний к более крупному работодателю.
Свою точку зрения на существующую проблему высказал и руководитель отдела транспортной логистики «Байкал-Сервис», В. Скуратов. По его словам в настоящее время не существует универсального решения для данной проблемы. Нет притока молодых кадров, грузовики вынуждены простаивать в гаражах, т.к. не хватает водителей. Вот и получается, что число автомобилей уже значительно превысило число опытных работников. Транспорт есть, а работать – некому.
Один из руководителей «СДЭК», О. Коробкин, вспоминает недавнюю ситуацию с фурами из Китая, которые застряли на границе с РФ. Колоссальное число потребителей не получили необходимые товары в срок, хоть и оформляли заказы заранее.
Пришлось запускать магистральные рейсы, чтобы решить проблему. При этом компании еще потребовалось некоторое время, чтобы заполнить вакантные должности водителей грузовиков. Однако без задержки в доставке все равно не обошлось, что вызвало негативную реакцию среди основной массы заказчиков.
Стареющая профессия
Такой разрыв между числом машин и опытными водителями появился не вчера. Существующая пандемия лишь усугубила проблему и выявила ряд значимых недостатков данной сферы. Так, кроме численного разброса есть еще и другие трудности: большое число возрастных водителей, невысокий уровень молодых людей и женщин в сфере грузоперевозок. Да и сам имидж дальнобойщика, плюс не самая большая зарплата по стране в совокупность дают отрицательный эффект.
В России средний возраст водителя грузовика составляет 48 лет.
При этом молодежь в эту профессию не стремится, понимая, что такая работа автоматически повлечет за собой переработки и внештатные ситуации, с которыми придется справляться самостоятельно (та же поломка грузовика на трассе).
При средней зарплате в 70 тысяч рублей многие соискатели скорее согласятся на иную работу, пусть и с потерей в деньгах, но с более комфортными условиями труда. В той же Российской Федерации – четыре климатических пояса и погода при переходе от региона к региону может различаться весьма значительно.
Кроме того, молодые водители не готовы снижать планку по своим запросам и требованиям. И это, в первую очередь, относится к удобным условиям труда, а именно – новым автономным грузовикам. Тем, кто владеет иностранным языком, всегда открыта дорога в страны Европы.
Знание языка, плюс действующие водительские права, несомненно, добавят баллов в выборе работы. Уже говорилось о том, что в Германии существует острая нехватка водителей. Для начинающего шофера заработок будет составлять около 1800 евро, а с наработкой стажа он будет расти.
По мнению финансового аналитика, Ю. Шумиловой такую проблему нужно решать в комплексе. Например, предлагать новые подходы к обучению и подготовке водителей, предлагать уже опытным водителям формат краткосрочных курсов для переучивания на новую категорию ТС, создавать комфортную инфраструктуру в т.ч. и на самих трассах, увеличивать число именно молодых людей в данной профессии.
Все это потребует долгосрочных проектов, разработок и, конечно же, стабильного финансирования. И от того, насколько государство готово вкладываться подготовку молодых кадров, будет зависеть работоспособность всей отрасли в будущей перспективе.
Ну а девушки – потом!
Не так давно были сняты ограничения для женского пола при вхождении в профессию дальнобойщика. Женщинам официально одобрили труд за рулем на дальних расстояниях, и с 01 января 2021 года можно было приступать к работе уже на законных основаниях. Однако ажиотажа это, почему-то, не вызвало.
Никто не встает в очередь, чтобы трудиться в доставке грузов, а общемировая тенденция такова: доля женского пола в такой непростой профессии едва достигает двух процентов и даже этот показатель сегодня идет на спад.
Европейские страны стараются активно привлекать женщин к вождению грузовиков. Для желающих существуют оплачиваемые курсы, в отдельных случаях даже предусмотрена стипендия и бесплатное общежитие.
Чего нельзя сказать о России: у нас о таком формате можно только мечтать. Даже при нехватке водителей мало какая компания согласится нести затраты на обучение новичков и помогать в получении нужной категории в водительских правах. Да и работа в непростых климатических условиях, дорожной ситуации и слабого развития инфраструктуры в целом, может обернуться существенным затруднением, особенно для женщин. Чего может стоить одна только поломка грузового тягача!
Да, заработная плата выше средней по стране. Однако это не самая главная причина, почему число дальнобойщиц в России так невелико.
По статистике за прошлый год в России в профессии водитель-дальнобойщик насчитывалось не более 100 женщин.
Высокий уровень ответственности за машину и сам груз, часто дорогостоящий, долгое нахождение за рулем, что требует предельной концентрации внимания, да и сама дорога может занимать несколько дней. Кроме того, своеобразным барьером выступает и отношение многих коллег-мужчин, которые с недоверием относятся к приходу женщин в эту отрасль.
За этим может следовать как безобидное подшучивание, так и вполне серьезная конкурентная борьба внутри одной компании. Вот и не стремятся в эту тяжелую профессию женщины-водители. По словам водителя-дальнобойщика Елены Чуфраевой (Карелия) нужно безгранично любить дорогу и, при этом, быть усидчивым. Тогда все непременно получится. И даже замена огромного колеса в пути будет в радость.
Что примечательно, в путешествие по дорогам отправляются женщины, уже состоявшиеся в браке, вырастившие детей, которые могут посвятить достаточно времени своему труду. А вот доля молодежи (девушек) в автомобильных грузоперевозках близка к нулю.
Существующие тенденции, к сожалению, не на стороне человека. Уже сейчас около 9 % большегрузов простаивают в автопарках по всей стране просто потому, что не хватает водителей. Сама ситуация подсказывает решение в виде грузовиков-беспилотников.
Разработка и тестирование таких машин активно проводятся как за рубежом, так и в России. На дорогах Германии, Китая, США подобные машины уже выполняют часть работ и могут обходиться без активного участия человека. Возможно, в ближайшем будущем эти страны и вовсе начнут отказываться от человека за рулем в пользу беспилотного автомобиля.
Россия же пока проводит только разработки, говорить о наличии действующего грузовика-беспилотника еще преждевременно. Однако есть большая вероятность, что в ближайшем будущем и наше государство обратит на эту проблему свое пристальное внимание.