Как в Чехии возрождали LIAZ

Чешские грузовые автомобили хорошо известны как в России, так и странах бывшего Советского Союза. И если ранее Чехия экспортировала грузовики марок «Tatra», «Skoda/LIAZ», «Avia», то уже после распада Союза на первый план вышли легковые автомобили марки «Skoda».

В это же время объем поставок автомобильных грузовиков существенно снизился.

Грузовик LIAZ
Грузовик LIAZ

Если ранее известная «Tatra» поставляла на российский рынок около 5 тыс. единиц техники ежегодно, то к 2000-м годам число ввезенных машин исчислялось лишь сотнями, а позже и вовсе десятками.

В течение последних 30 лет чешская марка «Tatra» успела побывать в руках как чехов, так и американских владельцев. Это один из тех производителей, чья история работы насчитывает более века. Концерн и сегодня продолжает свою деятельность, однако направленности на российский рынок у него нет.

Грузовик LIAZ
Грузовик LIAZ

С крахом Советского союза прервались и все многолетние экономические связи между странами, что больно ударило не только по автомобильной промышленности, но и  по финансовой сфере.

Первым предприятием, оказавшимся в довольно трудной ситуации 90-х годов,  стал концерн «Либерецкие автомобильные заводы» (Libereckе automobilovе zаvody – LIAZ). Он включал в себя не один десяток предприятий и в свои лучшие годы выпускал до 15 тыс. автомобилей ежегодно. Из этого числа около 2 тыс. шло на экспорт в Советский Союз.

Грузовик LIAZ-4
Грузовик LIAZ-4

Последний взлет предприятия был зафиксирован в 1984 году, когда число грузовых машин, сошедших с конвейера, превысило 18 тысяч. А уже после начался упадок и сложные времена 90-х. Отгрузки сократились до 70%, ежегодно завод выпускал не более сотни автомобилей в год, предприятие терпело колоссальные убытки, было на грани банкротства.

На этой волне были отчаянные попытки обновления грузовиков 100-й серии, которые появились на заводе еще в 60-е гг., однако ожидаемых результатов этот шаг не дал.

Грузовик LIAZ серии 100
Грузовик LIAZ серии 100

С прекращением работы Совета Экономической взаимопомощи (СЭВ), страна потеряла большую часть своих рынков сбыта. Да и в самой стране дела шли не лучше: Чехословакия распалась на два отдельных государства, предприятия едва функционировали даже па половину своих мощностей.

А грузовые автомобили с Западной Европы набирали все большую популярность, отодвигая LIAZовские модели в конец списка интересов для жителей западноевропейских стран.

Грузовик LIAZ серии 100
Грузовик LIAZ серии 100

С 1995 года завод развивается как акционерное общество с двойным названием «Skoda LIAZ».

С началом кризисного периода руководители завода стали искать пути выхода из сложившейся ситуации и приняли решение создать грузовик, не уступающий автопрому соседних стран.

На тот момент казалось, что это самый наилучший вариант, чтобы поправить шаткое положение завода. В самые сжатые сроки был создан магистральный грузовик  400-й серии «Skoda Xena», которому, к сожалению,  не удалось вывести предприятие из кризиса. Не помогло и новое шасси «Fox», отлично подходящее для специальных надстроек, которыми были известны чешские грузовики.

Shkoda 400 Xena
Shkoda 400 Xena

5 сентября 2003 с заводского конвейера сошел последний грузовик. Он был предназначен для технической поддержки чешских участников авторалли в Дакаре, команды гонщика М. Мацика.

Грузовик LIAZ на DAKAR
Грузовик LIAZ на DAKAR

Что удивительно, история LIAZовских грузовиков на этой дате не закончилась и ровно через два года в СМИ появилась следующая информация: планируется возобновить выпуск грузовиков серии 400.

Такое заявление было сделано в конце 2005 года и было связано с участием чешского автогонщика М.Мацика в ралли Париж-Дакар. Вскоре фирма  «Tedom», партнер чешской команды, а также сам М. Мацик высказали намерение о продолжении выпуска грузовиков марки «Fox».

По завершении работы завода «LIAZ» компания «Tedom» не стала совершать «революцию» в рамках одного предприятия и полностью обновлять производство, а просто решила продолжать выпуск двигателей «LIAZ»: традиционные газовый и дизельный.

Грузовик Tedom Fox-g 19.29 KB
Грузовик Tedom Fox-g 19.29 KB

Выпуск был налажен на новой производственной площадке в г. Яблонец-над-Нисоу (Чехия), на территории моторного завода, который «Tedom» приобрела вместе со всей технической документацией и чертежами для изготовления двигателей. Так появилась компания «JAMOT» («Jabloneckе Motory»).

У «Tedom Truck», в сотрудничестве с М. Мациком, в планах значился выпуск грузовых автомобилей модели «Fox», которые могли бы применяться для дорожных и коммунально-бытовых нужд.

Двигатель планировалось использовать как своего производства, так и иностранных марок, а колесная формула варьировалась от 4х2 до 6х2, предполагалось сосредоточиться на 5 базовых моделях грузовиков.

Отдельно пара слов о двигателях: известные нормы экологического класса предусматривали для европейских потребителей класс Евро 4 или 5, не ниже. В варианте дизеля двигатель обладал мощностью 320-450 л.с., газовый показывал меньшие показатели в 290 л.с.  В тех странах, где экология защищалась не так рьяно, предлагался дизельный двигатель класса Евро 2.

И осенью 2006 года пробные образцы были показаны на выставке «Автосалон-2006» в Словакии (г. Нитра). Выставлялись:  шасси «Fox g 19.29. K B» с колесной формулой 4х2, газовым двигателем «Tedom», а также бортовой грузовик для нужд армии  «Fox-d 14.29. PA/M», с формулой 4х4 и дизелем ««Tedom» под капотом.

Грузовик Tedom Fox-g 19.29 KB
Грузовик Tedom Fox-g 19.29 KB

Выставочные образцы вызвали у публики большой интерес и компания «Tedom Truck» начала строить смелые планы на будущее. Предполагалось, что за 2007 год будет произведено около сотни грузовых автомобилей, а в дальнейшем эта цифра должна будет достигнуть 5 тыс. грузовиков ежегодно.

Грузовик Tedom Fox-d 14.29 PA/M
Грузовик Tedom Fox-d 14.29 PA/M

Ставки были сделаны на продажи в восточноевропейских странах, а также на территории Российской Федерации. Однако ожидаемых результатов эти планы не принесли. Иностранных капиталовложений и повышенного спроса на грузовики не последовало.

В течение 2007 года предприятие собрало не более десятка грузовых автомобилей. Выполнило капремонт на несколько самосвалов старого образца, а также подвергло повторной сборке самосвалы  «LIAZ» и с незначительной модернизацией.

Второе полугодие 2007 года добавило заводу неприятностей, связанных с торговой маркой. Как стало известно, наименование «Fox» уже являлось действующим для немецкого «Volkswagen». И после его настойчивых просьб чешские производители убрали логотип «Fox» из своего арсенала, оставив лишь обозначение «Tedom».

Самосвал Tedom
Самосвал Tedom

Однако ни эти перемены, ни попытки обновить модельный ряд не дали нужных результатов. Завод оказался на грани банкротства, и на общем собрании в октябре 2009 года было решено  его ликвидировать. Так, с 2010 года закончилась история чешского предприятия «Tedom Truck».

Также предлагаем вашему вниманию серию видео обзоров грузовиков LIAZ.

Ссылка на основную публикацию