Выбор вида транспорта и перевозчика

При обсуждении вопросов проектирования транспортных сетей и анализа маршрутов в автомобильных грузоперевозках возникали соображения, влияющие на выбор транспорта и перевозчика. Вид транспорта и в конечном счете перевозчик, выбранные заказчиком, определяют, каким образом будет удовлетворяться потребность в перевозках.

Грузовик

В нижепредставленной таблице перечислен ряд критериев, которые собственники груза рассматривают при выборе вида транспорта и перевозчика.

Стабильность времени в пути Утрата и повреждение груза
Конкурентоспособность тарифов Ускорение доставки
Время в пути «от двери до двери» Качество рабочего персонала
Готовность скорректировать стоимость и уровень обслуживания Отслеживание статуса перевозки
Гибкое планирование трафика
Финансовая стабильность Магистральные перевозки
Наличие транспорта в собственности Обработка претензий
Частота перевозок Качество клиентского персонала
Услуги по забору и доставке груза Специальный транспорт

Общие критерии выбора вида транспорта и автомобильного перевозчика

В существенной мере выбор транспортной компании определяется такими критериями, как затраты и уровень обслуживания, характеризующийся временем в пути (скоростью) и постоянством (надежностью). Кроме того, в последнее время растет значимость сохранности груза и качественных показателей добросовестности и финансового благополучия перевозчика.

Сегодня, в эпоху управления рисками в цепочках поставок, нанятые фирмой перевозчики служат представителями своего нанимателя. Ввиду правовых обстоятельств и особенностей общественного восприятия компания-наниматель зачастую несет ответственность за решения, принятые в этой сфере. Поэтому многие грузоотправителя предпочитают сохранять или создавать частные автопарки ради более высокого уровня контроля над перевозками.

Когда грузоотправитель привлекает к оказанию услуг по перевозке сторонние компании, ему требуются гарантии того, что они будут обращаться с грузом как с собственным. Поэтому собственник груза оценивает не только транспортное оснащение и функциональные возможности потенциального перевозчика, но также его способность соблюдать обязательства.

Как известно, существуют разные виды транспорта для перевозки грузов, каждый из которых имеет свои недостатки и преимущества. Но различия между ними не всегда очевидны. Например, если требуется перевезти груз на расстояние две тысячи километров за сутки, это вовсе не означает, что его нужно обязательно транспортировать по воздуху.

Одному водителю на грузовом автомобиле было бы затруднительно выполнить такой рейс с соблюдением норм рабочего времени, но для пары водителей это вполне осуществимо. При парной работе обязанности по управлению автомобилем делят между собой два водителя: пока один ведет, другой отдыхает. Это позволяет следовать практически без остановок и радикально увеличивает расстояние, которое может пройти грузовой автомобиль за сутки.

Автотранспортные компании активно нанимают водителей для работы в парах. Подчас в качестве хороших кандидатов на эту роль рассматриваются семейные пары, учитывая, сколько времени приходится проводить в дороге.

Еще одна концепция, набирающая сейчас популярность (особенно среди перевозчиков, эксплуатирующих большегрузные автомобили), — это эстафетные сети. Как при беговой эстафете, когда один бегун пробегает заданное расстояние с эстафетной палочкой и затем передает ее следующему, в эстафетных автомобильных перевозках груз передается другому водителю.

Обычно за смену водитель может преодолеть на грузовом автомобиле расстояние около восьмисот километров. Учитывая это, автотранспортные компании организуют пункты смены водителей приблизительно на таком же расстоянии друг от друга. Этот способ позволяет доставить груз гораздо быстрее, чем если поручить его доставку одному водителю, учитывая обязательные для него перерывы в работе.

Особую привлекательность эстафетным сетям сегодня придает то обстоятельство, что они дают водителям возможность чаще появляться дома. В традиционной схеме водитель может выполнять прямой и обратный рейсы в одиночку, на что требуется неделя и более. В эстафетной же схеме водитель обычно выполняет прямой рейс в течение дня-двух, затем отдыхает и на следующий день (в благоприятном случае – с грузом для эстафетной доставки в обратном направлении) возвращается. Таким образом, у него есть возможность появляться дома приблизительно через пару дней, что гораздо лучше традиционной практики и, по всей видимости, до некоторой степени способствует найму новых водителей.

При парной работе в эстафетных сетях грузовые автомобили могут проходить за то же время гораздо большие расстояния, чем ранее считалось возможным. Можно даже утверждать, что автомобильные перевозчики, применяющие эти методы способны эффективно конкурировать с авиаперевозчиками в быстрой доставке грузов на дальние расстояния. То же самое можно сказать об интермодальных перевозках по схеме «автомобиль – железная дорога – автомобиль», которым отдан высокий приоритет в железнодорожной отрасли.

Все это говорит о «размытии границ» между разными видами транспорта, которые теперь, по сути, конкурируют друг с другом на рынке грузовых перевозок. Поэтому сложно предполагать, что некоторый груз и впредь следует перевозить тем же видом транспорта, так как на рынке появляются новые услуги, предлагаемые перевозчиками конкурирующих видов транспорта. Более того, два оптимальных в каком-то случае перевозчика не обязательно будут принадлежать к одному и тому же виду транспорта, то есть выбор  может быть, например, не между FTL-перевозчиками А и В, а между FTL-перевозчиком А и поставщиком услуг интермодальной перевозки С.

На нижепредставленной схеме показана процедура принятия решений по итогам оценки предложений перевозчиков, использующих разные виды транспорта и оказывающих услуги разного класса.

Схема выбора вида транспорта и перевозчика
Выбор вида транспорта, класса услуг и перевозчика

Вместо того чтобы просто сравнивать между собой разных FTL-перевозчиков, можно наряду с ними оценивать перевозчиков других видов транспорта (железнодорожных, интермодальных, воздушных, водных) или другого класса (например, LTL-компании или посылочные службы). Для упрощения принятия таких решений существуют специализированные автоматизированные системы управления грузоперевозками (TMS).

После ввода данных о требованиях клиента к перевозке, характеристиках перевозимых товаров (потребность в поддержании температурного режима, опасность, особые требования к охране) и стоимостных ограничениях система автоматически может выбирать перевозчика с лучшим предложением, вне зависимости от вида транспорта, — или, например, предлагает лицу, принимающему решение, несколько лучших вариантов для самостоятельного выбора.

Когда на рынок выходят новые перевозчики или меняются условия обслуживания и расценки у существующих, можно вводить соответствующие данные в систему, чтобы иметь наиболее актуальную подборку предложений. Современные TMS-системы способны обеспечить поддержку принятия решений на таком уровне. Перевозчики могут и сами оперативно обновлять данные о предложениях и расценках, чтобы поддерживать базу данных в актуальном состоянии. Заказчик, в свою очередь, может вводить в систему данные о фактических показателях работы перевозчиков, чтобы история сотрудничества учитывалась в дальнейшем при выборе вида транспорта и перевозчика.

В данной статье был рассмотрен третий уровень процесса принятия решений в сфере грузоперевозок – теория выбора транспорта и перевозчика. В статье «Переговоры об услугах» будет рассмотрен четвертый уровень данного процесса.

Ссылка на основную публикацию