После того как построена транспортная сеть (о чем можно ознакомиться в статье: «Построение транспортной сети в автомобильных грузоперевозках»), приходит время уделить внимания потокам между объектами инфраструктуры, в том числе входящим потокам от поставщиков, внутрисетевым перемещениям (если они есть) и исходящими потоками в направлении клиентов.
На этом этапе проверяется устройство сети. Цель состоит в том, чтобы обслуживать клиентов на требуемом уровне с минимальными затратами.
Один из способов снизить затраты – оптимальное использование вместимости (грузоподъемности автомобильных транспортных средств). Если автомобиль отправляется в рейс заполненным наполовину или менее, то используется не оптимально. По сходной причине тем, кто ездит на работу в одно и то же место из близко расположенных друг к другу домов, рекомендуют поочередно отвозить друг друга на собственных автомобилях или пользоваться попутными автомобилями, чтобы сократить избыточные поездки, — это позволяет сэкономить и способствует уменьшению заторов. Те же соображения применимы и к грузоперевозкам.
Консолидацией грузов называется практика объединения нескольких грузов для более эффективного использования транспорта. Она существует в трех формах:
- Консолидация по транспортному средству – объединение заказов от нескольких клиентов при исходящей доставке с остановками в пути у каждого из грузополучателей или объединение грузов от нескольких поставщиков при входящей доставке.
- Консолидация по времени – ускорение или отсрочка отгрузки конкретного заказа с целью объединения с другими входящими или исходящими грузами.
- Консолидация входящих или исходящих грузов – такая координация приемки и отгрузки, при которой после разгрузки входящего груза возможна отправка исходящего груза на том же транспортном средстве.
Консолидация по транспортному средству может предполагать объединение нескольких LTL-грузов в один FTL-груз. В этом случае FTL-перевозчик взимают свою обычную плату за перевозку из исходного пункта в самый дальний конечный пункт, а сверх того – плату за остановки в пути и за весь внемаршрутный пробег, необходимый для остановок в промежуточных пунктах.
Вопрос в том, как будут соотноситься плата за доставку FTL-груза с промежуточными остановками и суммарная плата за доставку нескольких LTL-грузов. Необходимо также составить график доставки, чтобы каждый груз был доставлен в оговоренный срок.
Консолидация по времени может быть выгодна, когда заказы, адресованные одному или нескольким клиентам в пределах небольшого района, поступают не одновременно и различаются датой и временем доставки. Обычно в таких ситуациях груз по каждому заказу отправляется отдельно. Но в ряде случаев существует возможность объединить заказы в один груз, даже если для такой консолидации необходимо будет ускорить или отсрочить доставку одного или нескольких заказов.
Разумеется, следует уведомить клиента, если автомобильный перевозчик практикует изменение сроков доставки для консолидации груза. Более того, такое изменение должно быть утверждено грузополучателем. Снижение общих затрат, включая затраты клиента, — один из способов побудить грузополучателя рассмотреть вариант совместной доставки.
Проблема, свойственная двум первым формам консолидации, заключается в трудности планирования множества остановок с гарантированным соблюдением обязательств перед всеми клиентами. Например, при консолидированной перевозке возникает значительная задержка в месте первой остановки. С большой вероятностью эта задержка угрожает срывом сроков последующих доставок. Поэтому важно не только составить точный график поставки, но и обеспечить соблюдение дисциплины при доставке в промежуточные пункты.
К сожалению, перевозчик не всегда способен обеспечить своевременный оборот автомобилей в местах доставки, так как зачастую именно от грузополучателя зависит, когда он сможет выгрузить груз, завершить доставку и отправить водителя в следующий пункт. Поэтому грузоотправители должны учитывать особенности поведения клиентов в промежуточных пунктах, из-за которых могут сорваться доставки в последующие пункты.
Как правило, автомобильные перевозчики быстро разбираются, где они могут рассчитывать на высокую скорость работы, а где нет. Но тогда напрашивается вывод, что консолидацию грузов, вероятно, не стоит применять для новых пунктов доставки, пока не появится уверенность в их надежности.
Наконец, консолидация входящих и исходящих грузов чаще всего практикуется у автомобильных FTL-перевозчиков. Эти перевозчики специализируются на доставке грузов из одной географической точки в другую. Важность этого обстоятельства в том, что перевозчику, после того как он доставит груз клиенту, нередко приходится отправляться в следующий пункт, чтобы забрать груз у другого клиента.
Чем больший пробег совершает автомобиль, чтобы забрать очередной груз, тем, естественно, выше затраты перевозчика. Если у клиента есть возможность отправить груз из того же места, где он получил входящий груз от перевозчика, то перевозчик будет склонен предложить ему скидку за загрузку прямого и обратного рейсов. Скидка может действовать на один из этих рейсов или не оба.
В частности, FTL-перевозчики охотно предоставляют дисконт в цене грузоотправителям, предлагающим скоординированную приемку и отгрузку, поскольку такие перевозчики чаще других несут затраты на порожний (неоплаченный) пробег в место расположения следующего грузоотправителя. Чтобы организовать такую консолидацию и получить скидки, грузоотправитель должен управлять входящими и исходящими грузопотоками. Если организацией доставки грузов в компанию занимается поставщик, то координации не будет – а значит, не будет и финансовых стимулов, поскольку входящую и исходящую доставку оплачивают, скорее всего, разные стороны.
Следует обратить внимание, что эти три формы консолидации не являются взаимоисключающими. Например, можно организовать входящую доставку таким образом, чтобы одновременно обеспечить консолидацию по транспортному средству и по времени, а исходящую доставку – с расчетом на консолидацию входящих и исходящих грузов.
Наконец, следует отметить, что часто есть возможность консолидировать более двух грузов. Тщательно проанализировав данные о грузоперевозках, можно наметить еще несколько потенциальных операций консолидации, в том числе с группировкой множества различных грузов для объединенной входящей или исходящей доставки. При консолидации необходимо учитывать следующие факторы:
- Время поступления и отправки грузов (для соблюдения графика доставок);
- Возможность совместной перевозки различных грузов одним автомобильным транспортным средством;
- Вместимость и грузоподъемность транспортных средств. Поэтому во многих случаях консолидации грузов применяют автоматизированные системы управления грузоперевозками (TMS) и системы планирования загрузки кузова транспортного средства. Эти программные продукты создаются опытными специалистами в области грузоперевозок, способными точно предсказать целесообразность консолидации с учетом перечисленных трех факторов.
Консолидация – один из главных способов обеспечить требуемый уровень обслуживания с как можно меньшими затратами, который рассматривается при анализе маршрутов. Но маршруты могут меняться с перемещением центров спроса и предложения, а также с изменением объемов перевозимых грузов.
Например, компания Toyota разрабатывает регулярные маршруты для своей входящей логистики. Объемы и частота перевозок зависят от объема производства на заводах Toyota: когда объемы производства растут или падают, необходимо в соответствующей пропорции увеличить или уменьшить объемы и/или частоту входящих поставок.
В рамках обычной практики компания вместе со своими 3PL-партнерами регулярно – приблизительно 16 раз в год, или один раз в три недели – пересматривает входящие маршруты и вносит коррективы. Корректироваться могут объемы продукции, забираемые у каждого поставщика, частота доставки или включение поставщиков в те или иные маршруты. Качественный анализ маршрутов позволяет компании наметить возможности для повышения уровня обслуживания и снижения затрат.