Перевозки сжиженных углеводородных газов, также как и перевозка сжиженного природного газа осуществляется в строгом соответствии с нормативными требованиями, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Транспортировка сжиженного газа всегда происходит на специально подготовленном автомобильном транспорте. Какие основные правила и требования к перевозке? Как должен быть подготовлен автомобиль к транспортировке. Обо всем этом читайте в данной статье.
Природный газ, метан и пропан являются экономически выгодным видом топлива. Азот, кислород и другие газы используются в медицине, производстве. Эти вещества необходимо перевозить к месту использования.
В подразделении опасных грузов газы относятся к 2 классу. Этот класс объединяет чистые газы, смеси газов. Внутри класса газы делят на:
- Легковоспламеняющиеся;
- Токсичные;
- Нетоксичные, негорючие.
При необходимости перевозки небольших партий газа, чаще всего выбор останавливается на автомобильном транспорте. Этот вид транспорта маневренный, может добраться в самые удаленные населенные нашей страны и доставить газ по адресу без перегрузки. Обычно автотранспорт используют на небольшие расстояния, не превышающих 500 км.
Нормативное регулирование перевозки сжиженного газа
Перевозка опасных сжиженных газов регламентируется Соглашением о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ, скачать том 1, скачать том 2), которое с 1957 года действует на территории Европейского союза и прочих стран, присоединившихся к его исполнению. Кроме этого перевозка сжиженного газа автотранспортом регулируется следующими российскими нормативными документами:
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 №272;
- Указание Департамента по обеспечению безопасного движения МВД от 26.07.2006 за № 13/2-121;
- Правила дорожного движения, статьи 2.1, 3.4, 23.4;
- ГОСТ 19433-88 о классификации и маркировке опасных грузов.
При этом приоритетом пользуется международный ДОПОГ, о чем неоднократно министерства и ведомства разъясняли в письмах и других документах.
Как правильно подготовить сжиженный газ для транспортировки?
Перед транспортировка сжиженного газа его необходимо обработать. В подготовку включаются следующие манипуляции.
- Очистка. После добычи газ содержит в себе различные примеси и взвеси, песок и окалину. Чтобы его очистить, применяют сепараторы различной модификации и пылеуловители.
- Осушение. Удаление влаги предотвратит кристаллизацию конденсата и угрозу закупорки газового оборудования. Осушение производится с помощью жидких и твердых поглотителей.
- Отделение и поглощение мельчайших паров влаги. Этот процесс низкотемпературной сепарации позволяет удалить оставшуюся жидкость.
- Одорирование. Газ не имеет запаха, что делает его утечку незаметной для окружающих. Чтобы избежать угрозы, к газу добавляют специальные присадки, которые придают веществу специфический запах.
- Сжижение. Газ в природном состоянии перевозить экономически не выгодно, его сгущают с помощью компрессоров до 600 раз, под давлением закачивая в емкости для транспортировки.
Способы транспортировки сжиженного газа
Перевозка сжиженного газа автотранспортом производится двумя способами:
- автоцистернами (газовозами), оборудованными для безопасного хранения и транспортировки топлива;
- в танк-контейнерах, которые перевозят прицепами;
- в специальных баллонах, перевозящихся в специально оборудованных грузовых автомобилях.
Транспортировка баллонов с сжиженными газами осуществляется в случаях, когда необходимо перевезти небольшие объемы топлива в промежуточный пункт, к оборудованию или конечным потребителям.
Цистерны для перевозки сжиженных газов используют для перемещения больших объемов и перекачивания в постоянные резервуары-хранилища.
Танк-контейнеры являются универсальной тарой для транспортировки, так как может перегружаться на другие виды сообщения: железнодорожный, морской.
Какие автомобили подходят для перевозки сжиженного газа?
Особенных требований к модели и марке автомашин не предъявляется. Главное — оснащение прочным шасси, способным выносить значительные нагрузки.
Раньше российские перевозчики использовали отечественные ГАЗ и ЗИЛ, но современный рынок предлагает импортные марки автомобилей, которые отличаются большей надежностью и наличием специального оборудования для транспортировки опасных веществ. Среди таких марок в России популярны Scania, DAF, Iveco, Volvo, Mercedes и другие. Обязательным условием безопасности является наличие АБС. Кроме того все машины оборудованы системой мониторинга типа ГЛОНАСС/GPS.
Автоцистерны для перевозки сжиженных газов представляют собой цилиндрический резервуар, изготовленный из стали (иногда дополнительно используют сплавы алюминия и полимерные составы) с установленной термозащитой. Для защиты от прямых солнечных лучей иногда цистерну защищают дополнительно теневым стальным чехлом. Рабочая температура, которую должна выдерживать емкость находится в диапазоне от -40 до +50 градусов по Цельсию. Существует ГОСТ 21561-2017, который регламентирует основные требования для автоцистерн, предназначенных для перевозки сжиженных газов. В перечень необходимых требований входит защита от продольного и поперечного опрокидывания резервуара, защита крепежного механизма цистерны и другие.
Все цистерны для перевозки сжиженных газов ставятся на учет в Гостехнадзоре, их исправность и рабочее состояние тщательно контролируется. Рекомендуется проверять степень износа резервуара каждые 2 года, но не реже, чем раз в 3 года.
В обязательное оснащение автоцистерны входят следующие узлы:
- система сброса (стравливания) паров;
- взрывозащитный механизм;
- механизм загрузки-выгрузки;
- предохранительные клапаны;
- датчики внутреннего давления.
Правила перевозки газовых баллонов
Газ в баллонах – источник повышенной опасности для водителя и окружающих, зданий и сооружений. Для избегания аварийных ситуаций не рекомендуется заполнять баллоны на полную емкость, предельный уровень установлен 90%, особенно летом, когда из-за высокой температуры газ расширяется.
Для транспортировки используются баллоны, соответствующие ГОСТу 949-73 «Баллоны стальные малого и среднего объема для газов на Р(р)<=19,6 МПа (200 кгс/кв. см). Технические условия» (с Изменениями N 1-5). Изготавливаются резервуары из стали с расчетом на нагрузку давлением до 16 атмосфер. Такие емкости безопасны и надежды. Перевозка газа в баллонах, которые имеют следы ржавчины и окисления не допускается.
Транспортировка баллонов с сжиженными газами осуществляется на грузовых транспортных средствах, которые должны быть оснащены специальным поддоном из металла, представляющий собой подобие клетки, в которой надежно устанавливаются баллоны. При этом риск смещения и движения баллонов по кузову исключается. Для этого используются резиновые кольца, деревянные крепления и т.д.
Баллоны могут располагаться вертикально и горизонтально. Главное, чтобы они были надежно зафиксированы. Выбор положения для перевозки зависит от вида газа.
Погрузка-разгрузка осуществляется вручную или с помощью следующих вспомогательных средств:
- специальная тележка, оснащенная резиновыми колесами;
- носилки с фиксирующими хомутами.
Правилами безопасности регламентирована работа сотрудников в чистых, непромасленных перчатках для исключения скольжения емкостей в руках.
Существует ряд требований для обеспечения безопасности:
- Грузовой отсек должен проветриваться. Наличие вентиляции обязательно.
- Краны баллона закрываются защитными кожухами, предотвращающими риск случайного открытия.
- Топливный бак снабжается дополнительной защитой.
- Выхлопная труба выносится в переднюю часть автомобиля, на нее устанавливается специальная сетка, подавляющая искрение.
- Обязательно наличие бамперов, предотвращающих откат автомобиля.
- При погрузке и разгрузке следует избегать ударов баллонов о друг друга или о прочие поверхности.
- Категорически запрещается курение и использование источников открытого огня в автомобиле, перевозящем газ.
Важно: некоторые газы имеют предельное количество баллонов, которые можно транспортировать за один рейс. Например, азот перевозится максимально в 24 баллонах по 40 литров.
Транспортные средства должны иметь обязательную маркировку, которая включает в себя надписи на кузове или бортах, оповещательные таблички спереди и сзади машины.
Когда разрешена транспортировка баллонов с сжиженными газами на обычных автомобилях
Иногда баллоны с газом разрешается перевозить на обычных транспортных средствах.
- Одиночные баллоны с газом, общей емкостью не более 50 литров, можно перевозить на обычном легковом автомобиле, так как такое количество не считается опасным грузом.
- Неядовитые, окисляющиеся и невоспламеняющиеся газы можно перевозить в одном автомобиле, необходимо только соблюдать допустимое соотношение.
- Определено предельное количество баллонов, которые можно перевезти на обычном необорудованном автомобиле: не больше 20 штук баллонов со сжиженным кислородом и (или) аргоном, не больше штук баллонов пропана и (или) ацетилена.
Важное условие: тара должна быть герметична и исправна, баллоны надежно закреплены в багажнике, изолированы от соприкосновения. Должна выдерживаться разрешенная температура в автомобиле.
Перевозка баллона с газом в салоне легкового автомобиля запрещена!
Оборудование цистерн для перевозки сжиженного газа
Требования к перевозке сжиженного газа также включают в себя и требования к наличию соответствующего оборудования у транспортного средства.
Важным подготовительным мероприятием является проверка герметичности механизмов автоцистерны. Ее производят регулярно. Для проверки пленкой плотно обматывают все механизмы. Через систему прокачивается азот. В пленке прокалывается небольшое отверстие, смазывается мыльным раствором. По наличию или отсутствию пузырей можно сделать вывод о наличии утечек и оперативно их устранить.
Перед выездом водитель должен тщательно проверить состояние газовоза и лично проверить исправность всех основных систем. А так же следующие моменты.
- Наличие 2 огнетушителей.
- Присутствие в положенном месте средства заземления (его функцию обычно исполняет бронзовый прут, который располагают рядом со сливным устройством.
При необходимости осуществляется промывка резервуара с помощью специальных средств для удаления остатков химических веществ и посторонних запахов. Остатки не выгруженных газов могут быть взрывоопасны. Они могут создавать избыточное давление в цистерне и спровоцировать разгерметизацию сосуда.
Оборудование для перевозки сжиженного газа автоцистернами включают в себя:
- Запорные устройства.
- Насосное оборудование.
- Контрольно-измерительные приборы.
- Системы обеспечение безопасности.
Рассмотрим более подробно каждый из выше указанных пунктов.
Запорные устройства
Все автоцистерны оснащаются запорными механизмами, которые представляют из себя ряд шаровых кранов со специальными соединениями. Обычно располагают 3 крана для заправки и слива из резервуара и 1 для стравливания скопившихся паров. Эти пары могут вызвать опасное повышение давления и пожар, поэтому их принято спускать через определенные промежутки времени. Такие соединения используются для стандартных промышленных резервуаров.
Для частных хозяйств применяются рукава длиной до 50 метров. На цистерну устанавливается управляющий пульт с двумя переключателями, с помощью которого водитель осуществляет слив и закачку газа. Первый клапан регулирует клапан на дне цистерны для слива жидкого газа, второй — регулирует закачивание газа.
Насосное оборудование
Для автоцистерн применяются насосы, соответствующие стандартом работы в опасных условиях. Часто устанавливаю насосную конструкцию Corken Z2000, представляющий собой шиберный насос и карданный привод на единой раме. Этот агрегат соответствует российским и европейским требованиям безопасности и нормативным документам.
Контрольно-измерительные приборы
Автоцистерны, не оснащенные контрольно-измерительными приборами, к работе не допускаются. Все приборы должны проходить периодическую поверку на точность измерений. Ведь именно по их показаниям производится загрузка-выгрузка, а также оценивается состояние автоцистерны и безопасные параметры для движения. В стандартный комплект входят:
- манометр для проверки уровня давления на участке, следующем за насосом;
- манометр, показывающий уровень давления в цистерне;
- электронный датчик, показывающий процентный уровень заполнения резервуара;
- сливной счетчик с функцией отсечения паровой составляющей.
От точности показаний датчиков зависит безопасность перевозки опасного вещества, поэтому за исправностью контрольных приборов нужно следить особенно тщательно.
Ориентируясь по показаниям приборов, водитель производит закачку и слив газа. Критическая отметка давления в 16 атмосфер на датчиках отмечается красным цветом. Важно не превышать уровень загрузки выше рекомендованных 85%.
Системы обеспечения безопасности
Для защиты оборудования в случае аварийных ситуаций предусмотрены предохранительные устройства. Для предотвращения утечек и быстрого повышения и снижения давления в узлах автоцистерны, устанавливается дифференциальный клапан. Он выпускает газ в резервуар, когда поднимается давление в насосном участке. Такая защита значительно продлевает срок службы насосов.
На входном отверстии обязательно устанавливается фильтр из специальных материалов, который отсеивает посторонние примеси и предохраняет отверстие от возгорания.
Для дублирования показателя уровня наполняемости цистерны, устанавливается специальный кран, с помощью которого можно регулировать процесс заправки и выгрузки газа. Он устанавливается на отметке 85% наполнения. Если при открытии крана выходит лишь пар, загрузка не полная. При выходе сжиженного газа делается вывод, что предельная отметка достигнута или пройдена.
Важно: нужно заметить, что данное устройство предназначено только для аварийных ситуаций, когда электронный датчик вышел из строя или существует подозрение о неточности показаний. На постоянной основе пользоваться данным краном не рекомендуется.
На ниже представленном видео приведет краткий обзор цистерны для перевозки сжиженного газа.
Правила перевозок сжиженного газа автоцистерной
Требования к перевозке сжиженного газа должны соблюдаться в обязательном порядке. Это в интересах как транспортной компании, так и водителя, осуществляющего транспортировку. Правила транспортировки сжиженного газа разрабатывались на основе российских и международных стандартах безопасности и регламентированы как отечественными, так и иностранными нормативными документами.
- Все манипуляции рядом с загруженным автомобилем необходимо проводить спокойно, без спешки, чтобы избежать возможности высечь искру.
- Запрещается располагать полную машину рядом с открытыми источниками огня, не заизолированными проводами под напряжением.
- Водитель обязательно должен пройти обучение по перевозке опасных грузов и сдать квалификационный экзамен. По результатам ему выдается лицензия, оформленная в соответствии со стандартами ДОПОГ.
- Перед рейсом водитель проходит обязательный медицинский осмотр, призванный оценить состояние здоровье и минимизировать риск аварии из-за плохого самочувствия.
- При всех плановых остановках водитель обязательно проверяет датчики давления в цистерне. При повышении давления он должен поставить руководство в известность о возникновении нештатной ситуации.
- Маршрут движения газовоза согласовывается с местными органами ДПС. Он прокладывается в удалении от мест скопления граждан и общественных мест, парковых зон и природоохранных участков Менять маршрут по желанию водителя запрещается. Показанием для изменения могут стать форс-мажорные обстоятельства, в этом случае необходимо уведомить органы ДПС о смене курса движения.
- Машины сопровождения, при их наличии, должны ехать перед газовозом.
Какие документы должны быть подготовлены для перевозки?
Транспортные компании имеют право заниматься перевозкой опасных веществ только при наличии соответствующей лицензии. На перевозку сжиженного газа составляется договор в котором регламентируются основные особенности:
- свойства газа, влияющие на безопасность транспортировки;
- месте, последовательности, особенностях погрузки и выгрузки;
- необходимости предварительной обработки автотранспорта, обеспечении персонала всеми средствами безопасности и средствами индивидуальной защиты;
- порядок действий при возникновении внештатных и аварийных ситуаций;
- организации сопровождения опасного груза и согласования маршрута с органами ДПС.
После обоюдного подписания договора, отправитель отправляет заявку с пометкой «Опасный груз» перевозчику.
В сопроводительный пакет документации включаются:
- путевой лист;
- ТН и ТТН;
- документ о проведении подготовительных проверок и мероприятий для транспортировки опасного груза;
- специальные карты последовательности информирования инстанций в случае возникновения угрозы и опасной ситуации;
- свидетельство, разрешающее эксплуатацию автоцистерны;
- допуск водителя к перевозке опасного груза.
Два последних документа несут главную роль в обеспечении безопасности будущего маршрута. Допуск цистерны говорит о ее технической исправности и оснащенности согласно требованиям ДОПОГ, а допуск водителя гарантирует подготовленность сотрудника, его четкие действия и соблюдение норм и правил работы с опасными грузами.
Штрафы и ответственность за нарушение правил перевозки сжиженного газа
Ответственность за нарушение правил транспортировки сжиженного газа приводится в таблице.
Часть статьи КоАП | Нарушение | Санкции за нарушение | ||
Исполнитель | Должностные лица, несущие ответственность за транспортировку | Юр. лица | ||
статья 12.21.2
часть 1 |
Перевозка опасных грузов
· водителем, без необходимых документов: — свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, — свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, — специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов · а равно, перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, · несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами |
Штраф от 2.000 до 2.500 рублей или лишение прав от 4 до 6 месяцев | Штраф 15000 — 20000 рублей | Штраф 400000 — 500000 рублей |
статья 12.21.2
часть 2 |
Перевозка опасных грузов с нарушениями, не указанными в части 1 статьи 12.21.2 | Штраф 1000 — 1500 рублей | Штраф 5000 — 10000 рублей | Штраф 150000 -250000 рублей |
При нарушении правил перевозки опасных грузов транспортное средство подлежит задержанию и помещению на штрафную стоянку (ст.27.13 КоАП).
Перевозка сжиженных газов автомобильным транспортом — мероприятие серьезное, требующее тщательной подготовки, наличия специального автотранспорта и обученных и опытных сотрудников. Поручать такую работу следует только проверенным компаниям, в квалификации и ответственности которых нет сомнений. Многие отправители годами работают с проверенными перевозчиками, взаимодействие с которыми складывается годами успешной работы.
При необходимости выбора нового перевозчика следует тщательно проверить наличие лицензии на перевозку опасных грузов и учетные документы на автоцистерны. Отзывы клиентов также помогут определиться с окончательным выбором. Транспортировка сжиженного газа — сложный, ответственный и опасный процесс, безопасность которого зависит от того, на сколько точно будут соблюдены все необходимые требования и правила.
Читайте также нашу статью: «Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом«.