Эффект хлыста в логистике

Под «эффектом хлыста» понимают неравномерные изменения спроса при движении по цепочке поставок. Впервые с этим столкнулась компания Procter & Gamble на примере подгузников Pampers. Хотя фактические продажи в магазинах были довольно стабильными и предсказуемыми, объем заказов от дистрибьюторов колебался в очень широких пределах, принося проблемы, связанные с выпуском продукции и управлением запасами в компании.

Коллаж информационные технологии

Исследование вопроса показало, что колебания были обусловлены плохим прогнозированием, флуктуациями цен, укрупнением заказов и установкой ограничений по минимальным объемам заказов в цепочке поставок. Все это приводило к излишнему накоплению заказов на различных площадках, колебанию объема заказов поставщикам от Procter & Gamble и распространению неточной информации. Следствиями информационных искажений могут быть:

  • колоссальная неэффективность;
  • хранение избыточных запасов;
  • некачественное обслуживание клиентов;
  • упущенный доход;
  • срыв графиков доставок.

Эффект хлыста свойственен не только Procter & Gamble. Аналогичное явление приходилось наблюдать компаниям в самых разных отраслях – от компьютерной техники (Hewlett-Packard) до фармацевтики (Bristol-Myers Squibb). По сути, даже мельчайшие колебания спроса вырастают, пройдя через призму восприятия руководителей, ведающих каждым звеном цепочки поставок.

Если организации будут принимать решения о размещении заказов и хранении запасов, руководствуясь в первую очередь собственными, а не общими интересами участников цепочки поставок, это чревато избыточным накоплением запасов сразу в нескольких (иногда семи-восьми) узлах цепочки поставок. Доходит до того, что таких запасов «на всякий случай» накапливается более чем на сто дней.

Таким образом, для успешного управления цепочками поставок необходимо наладить обмен информацией между деловыми партнерами, а также между подразделениями внутри каждой организации. ИТ-системы должны облегчать информационное взаимодействие. Одним из наиболее интересных примеров такого взаимодействия можно наблюдать между компаниями Procter & Gamble и Walmart. Walmart предоставляет Procter & Gamble доступ информации о продаже каждого товара, произведенного Procter & Gamble для Walmart. Procter & Gamble ежедневно собирает данную информацию по каждому магазину Walmart.

Отслеживая динамику продаж и объем запасов каждого товара в каждом магазине, Procter & Gamble может пополнять данный магазин в то время и том объеме, который требуется, чтобы, с одной стороны, не создавать излишки запасов, а с другой стороны – обеспечить бесперебойную торговлю в магазине. Все это происходит автоматически.

Преимущество этой схемы работы для Procter & Gamble – в наличии точной информации о спросе. Аналогичные договоренности у Procter & Gamble есть и с другими крупными розничными торговыми компаниями. Благодаря этому Procter & Gamble может точнее планировать производство, график отгрузок и график доставок, предотвращая эффект хлыста.

В исследовании, проведенном в 1998 году, утверждалось, что в цепочках поставок одной только продовольственной розницы можно сэкономить 30 миллиардов долларов, используя подобные методы для ослабления эффекта хлыста. Действительно, когда каждый узел цепочки поставок получает в реальном времени информацию о фактическом конечном спросе и когда решения в части управления запасами координируются, объемы запасов (а следовательно, и затраты) сокращаются по всей цепочке.

Таким образом, наладив информационное взаимодействие, компании могут избежать последствий эффекта хлыста. Но какой именно должна быть эта информация? Среди прочего это могут быть:

  • прогнозы спроса;
  • данные с кассовых терминалов;
  • данные о доступных мощностях;
  • производственные планы;
  • планы маркетинговых мероприятий;
  • прогнозы спроса по клиентам.

Ключевые информационные составляющие связаны с идентификацией и видимостью товаров в транспортной цепочке и его местоположением. Имея эти сведения, можно принимать более эффективные решения о планировании маршрутов перевозки и балансировки загрузок. Все это помогает уменьшить искажения и ошибки, а также повысить качество принимаемых решений в цепочке поставок.

Подобные усовершенствования в транспортной цепочке грузовых перевозок становятся возможными благодаря таким технологиям, как:

Часть этих технологий, такие как: электронный документооборот и TMS-системы, являются в основном программными, а часть, например, автоматическая идентификация и системы управления и контроля, имеют аппаратные составляющие.

Существует два варианта развертывания ИТ-систем:

  • программное обеспечение, которое устанавливается на локальных серверных мощностях или в ЦОДе у хостинг-провайдера;
  • программное обеспечение, приобретаемое как услуга.

Общее представление об этих типах развертывания и различиях необходимо для понимания принципов работы всех перечисленных систем. В статье «Варианты развертывания ИТ-систем в грузоперевозках» будет рассмотрен данный аспект более подробно.

Ссылка на основную публикацию