Грузоперевозки – весьма рискованный вид деятельности, где исполнителя заказа подстерегает множество опасностей. ДТП, криминальные посягательства на груз, поломки и разукомплектование оборудования – всё это может привести к повреждению перевозимого груза. Что делать, если груз пострадал во время перевозки?
В каких случаях исполнитель несёт ответственность за повреждение груза, а в каких – нет? В какие сроки нужно подать претензию к транспортной компании о повреждении груза и исковое заявление? Какие могут возникнуть сложности при доказывании обстоятельств? На эти и другие вопросы мы ответим в данной статье.
Немного теории: нормативно-правовое регулирование
Вопрос взыскания прямых и косвенных потерь урегулирован Гражданским Кодексом РФ. Однако стоит обратить внимание на некоторые нормативные акты, соблюдение которых даёт шанс компенсировать убытки при наступлении неприятностей. Так, ст.8 ФЗ от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» определена прямая обязанность грузополучателя сообщить экспедитору о повреждении груза при обнаружении данного факта.
Если это не сделано, считается, что груз доставлен в целости и сохранности. Если же повреждения не заметны сразу, крайний срок сообщить о них – 30 суток с момента приёма груза. Второй важный документ – Постановление Пленума ВС РФ №26 от 26.06.2018. Нормативный акт урегулировал тонкие моменты, возникающие при рассмотрении споров.
Сама по себе ответственность перевозчика за утрату недостачу и повреждение груза закреплена ст.796 ГК РФ. Однако норма – весьма общая, интерпретировать её можно по-разному. Рекомендуем обращаться напрямую к Постановлению Пленума, указанному выше, и судебной практике – так вероятность правильно сформулировать требования выше.
Причины порчи груза
Наиболее распространённая проблема, с которой сталкиваются перевозчики – дорожно-транспортные происшествия. Даже незначительная авария может повлечь гибель или уничтожение части груза. Ещё одна проблема – отказ оборудования, которое призвано поддерживать режим температуры и влажности на определённом уровне.
Наконец, в пути могут возникнуть неприятности, которые трудно предсказать заранее. Это длительные остановки по вине должностных лиц транспортной инспекции, полиции или таможни, перекрытие дорог. Профессиональный риск перевозчика предполагает, что она учитывает эти факторы при планировании маршрута.
Ответственность перевозчика за повреждение груза
Перевозчик принимает на себя все риски с момента получения груза для перевозки и до его фактической сдачи грузополучателю. Он несёт ответственность за ДТП и противоправные действия третьих лиц. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается в порядке регресса с виновных лиц, но заказчик должен предъявлять претензии именно транспортной компании. Моментом фактического принятия товара и его отгрузки является время (дата), указанное в накладной (товарной или транспортной) либо в акте о приемке груза.
Когда перевозчик не несет ответственность за утрату или повреждение груза?
Единственный момент, чётко закреплённый законодательством – это наступление негативных последствий по вине заказчика (отправителя). Чаще всего – ввиду использования ненадлежащей упаковки. Однако именно перевозчику нужно доказать, что негативные последствия наступили по этой причине. А, как показывает судебная практика, сделать это довольно сложно.
В то же время, если недостатки упаковки были явно видны на момент принятия груза, и перевозчик не сделал замечаний и соответствующих отметок в товарно-сопроводительных документах, то отвечать за это придётся исполнителю. Именно поэтому, крайне важно, водителю, представляющему транспортную компанию, присутствовать на погрузке и лично осматривать и принимать груз по товарным местам.
Более того, степень ответственности водителя при повреждении перевозимого груза, напрямую будет зависеть от того, на сколько профессионально водитель выполнил свою работу в процессе приемки и транспортировки груза.
Также, форс-мажорные обстоятельства и стихийные бедствия, такие как война, перекрытие дорог, наводнения, землетрясения и т.п., которые не мог предвидеть грузоперевозчик, освобождают от ответственности транспортную компанию.
Ещё один случай, освобождающий от возмещения убытков – противоправные действия заказчика. К примеру, повреждение им груза с целью получения страховой выплаты. Но подобные ситуации встречаются крайне редко.
Что делать грузополучателю, если груз поврежден?
Заказчик или получатель груза при обнаружении факта повреждения имущества обязан составить акт о повреждении груза (коммерческий акт о повреждении груза). Желательно также произвести фото/ и видеосъёмку, так как это будет веским доказательством при отстаивании интересов в судебном порядке. В акте нужно отразить следующее:
- данные грузоотправителя и грузополучателя;
- накладная, на основе которой выполнялась перевозка;
- пункты отправления и назначения;
- фактическое состояние груза на момент осмотра (перечисляются повреждения, их природа);
- отметки о вскрытии пломб, упаковок;
- приложения к акту (фотоснимки, объяснительные записки, докладные).
По ссылкам ниже вы можете скачать бланк и образец заполненного акта о повреждении груза:
Скачать акт о повреждении груза бланк.
Скачать акт о повреждении груза образец.
Что делать дальше?
В кратчайшие сроки после обнаружения нужно направить исполнителю перевозки претензию о повреждении груза. Этот документ оформляется в свободной форме, однако нужно соблюсти следующие нюансы:
- Оформление – в письменном виде;
- Изложение фактических обстоятельств случившегося (своё видение происшествия);
- В тексте – указание на сумму и способ возмещения убытков.
По ссылкам ниже вы можете скачать актуальные и юридически грамотно оформленную претензию транспортной компании о повреждении груза образец и бланк:
Скачать бланк претензии перевозчику о повреждении груза.
Скачать претензию перевозчику о повреждении груза образец.
К претензии можно приложить акт о порче груза, договор, но это необязательно. Главное – сохранить подтверждение того, что документ был направлен второй стороне. Если в течение месяца ответа нет либо он не удовлетворяет клиента, появляется право на обращение в суд.
Важно! Исковое заявление подаётся по тем же суммам и убыткам, которые были указаны в претензии.
Можно ли взыскать с перевозчика что-то больше, чем стоимость груза?
Убытки могут быть связаны не только с самим повреждением груза. Нередко несвоевременная доставка товаров влечёт другие потери, которые тоже можно подсчитать. Но взыскать их – задача не из лёгких. Придётся уделить пристальное внимание сбору доказательств, которые не всегда интерпретируются судом так, как это видит истец.
С минимальным количеством доказательств взыскиваются:
- Прямые убытки и расходы (стоимость повреждения груза, затраты на его утилизацию и прочее).
- Оплата юридической помощи (если суммы адекватны рыночным, а факт их внесения подтверждается бухгалтерскими документами).
- Расходы по госпошлине при подаче заявления.
Однако ничто не мешает попробовать взыскать и другие суммы, которые недополучил заказчик. Это, к примеру, разница в стоимости между товаром, который был повреждён, и новым, который куплен взамен. Можно попробовать взыскать убытки из-за простоев производства либо в связи с неисполнением обязательств заказчиком перевозки перед третьими лицами.
Наконец, ничто не мешает заявить о взыскании упущенной выгоды. Но все эти убытки должны подтверждаться бесспорными доказательствами. Практика такова, что всё это взыскивается судами крайне неохотно. Что касается прямых убытков, процессуальных издержек – с этим нет никаких проблем.
Важно! При взыскании иных сумм, помимо прямых убытков, потребуются доказательства, подтверждающие юридические факты (расчёты, сведения о понесённых расходах, заключения экспертов и прочее).
Какой суд выбрать?
Споры между субъектами хозяйствования рассматривают арбитражные суды. Согласно ст.35 АПК, исковое заявление подаётся по месту нахождения (т.е. регистрации) ответчика. Таким образом, нужно выяснить, где располагается офис перевозчика (как правило, эта информация указана в договоре).
Следует отметить, что альтернативной подсудности по спорам, вытекающим из грузоперевозок, не предусмотрено. Однако стороны могут договориться о рассмотрении заявления в ином учреждении.
Есть ли исковая давность?
По спорам, возникающим из грузоперевозок, предусмотрен специальный срок на подачу иска – 1 год, что оговорено ст.797 ГК РФ и «Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», утверждённым ФЗ №259 от 08.11.2007. Время исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушенном праве. В случае если срок пропущен по уважительным причинам, пострадавший вправе ходатайствовать о восстановлении срока.
Как выбрать транспортную компанию, чтобы снизить риски порчи груза?
Неприятности при транспортировке грузов могут случиться с каждым. Однако есть компании, которые создают клиентам проблемы чаще, чем другие. Вот почему перед заключением договора следует почитать отзывы о фирме. Кроме того, можно изучить информацию из открытых источников – реестра исполнительных производств.
Если в отношении компании часто подаются исковые заявления, есть неисполненные судебные решения – это повод насторожиться. Транспортная компания, которая дорожит своей репутацией не будет доводить подобные дела до судебных разбирательств.
Также стоит обратить внимание на транспортные средства, используемые в работе. Как правило, груз повреждается именно из-за слабой материально-технической базы. К сожалению, больше 50% автопарка грузовых автомобилей в России уже морально устарели и эксплуатируются более 20-и лет. Поэтому следует выбирать проверенный транспорт, которому не более 10 лет с года выпуска.
Заключение
Итак, в большинстве случаев за сохранность груза отвечает именно перевозчик. За порчу груза перевозчик несет полную ответственность согласно законодательству РФ. Но если исполнитель докажет, что повреждение наступило вследствие ненадлежащей упаковки или иных нарушений, допущенных заказчиком, возмещать убытки не придётся. Каждый спор – уникален, поэтому создать универсальный рецепт успеха едва ли получится.
Поэтому в любых спорных ситуациях рекомендуем обратиться к грамотному юристу, специализирующемся на разрешении споров в сфере грузоперевозок.