Утрата или хищение груза: что делать?

Утрата груза – одна из проблем, с которыми сталкиваются заказчики перевозок. Повышенную актуальность вопрос приобрёл в связи с пресловутыми «антисанкциями», и из-за не простой экономической ситуации в стране, но и до этого подобные ситуации имели место. Для решения проблемы важно знать, был ли груз застрахован, в какой момент произошла утрата, чьи действия привели к последствиям.

Нельзя сбрасывать со счетов криминальный аспект: груз мог быть похищен как открыто, так и мошенническим путём. Поговорим о том, что делать заказчику и субподрядчику при утрате груза исполнителем. Коснёмся судебной практики, устоявшихся норм, благодаря которым можно эффективно защитить нарушенные права.

Коллаж

Причины утери груза

Утеря груза наступает в связи с разнообразными обстоятельствами:

  • Дорожно-транспортное происшествие, в результате которого груз физически уничтожен или непригоден для дальнейшего использования;
  • Пожар в грузовом отсеке (на временном складе), приведший к утрате имущества;
  • Противоправные действия третьих лиц: кража, мошенничество, подмена, присвоение;
  • Халатность исполнителей, в результате которых груз либо пришёл в непригодное состояние, либо не может быть обнаружен.

В каждом конкретном случае правовое регулирование отличается, как и порядок действий пострадавшей стороны. Важно одно: как можно скорее приступить к сбору и закреплению доказательств. К ним относятся любые материалы: фото/видеофайлы, данные очевидцев, акты осмотров, заключения экспертов, переписка с компаниями. В противном случае отстоять правоту невозможно, как и возместить убытки.

Кто несет ответственность за потерю груза и какую конкретно?

Чтобы понять, кто компенсирует убытки, нужно знать следующее:

  • Обстоятельства утраты груза;
  • Виновные действия лиц;
  • Причинно-следственная связь между обстоятельствами и действиями.

Обсуждать этот вопрос вне конкретной ситуации тяжело, поскольку порой обязанность возместить убытки может лечь на лицо, формально не причастное к произошедшему. К примеру, кладовщик уехал на час раньше с работы, не удостоверившись в корректной работе электроприборов.

В это время произошло короткое замыкание, помещение сгорело, а вместе с ним – груз. Ответственность может понести кладовщик, его руководитель, отставивший сотрудника без контроля, работодатель. Подобные ситуации возникают повсеместно. Поэтому в настоящей статье рассказываем о состоявшихся и вступивших в законную силу решениях, обращая внимание, что они не являются прецедентом.

Ответственность бывает четырёх видов:

  1. Гражданско-правовая (взыскание средств, возврат денег — такие споры решаются в мировом или судебном порядке);
  2. Дисциплинарная (привлечение к ответственности за виновные действия работника);
  3. Административная (на основании КОАП РФ);
  4. Уголовная (согласно УК РФ).

Владельца груза в первую очередь волнует гражданско-правовая ответственность: кто возместит убытки. В ряде случаев достичь этой цели без возбуждения уголовного дела невозможно. Проведение предварительного следствия существенно упростит защиту права.

Нормативно-правовое регулирование факта утери груза

Согласно ст.796 ГК РФ, перевозчик несёт ответственность в случае, если:

  1. Груз утерян после принятия отправителем и до выдачи получателю;
  2. Обстоятельства, приведшие к негативным последствиям, не могли быть предвидены и устранены.

Из той же статьи усматривается, что возмещению подлежит полная стоимость ТМЦ. Кроме того, с виновника могут быть взысканы сопутствующие расходы (на юридическую помощь, проведение экспертиз и прочее), а также упущенная выгода. Если договором предусмотрены иные санкции (штраф, пеня), они также взыскиваются с лица, действия которого привели к неблагоприятным последствиям.

ФЗ от 08.11.2007 N 259 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» закрепил требования к обеим сторонам сделки. Несоблюдение условий перевозки либо иное ненадлежащее исполнение обязанностей влияет на исход дела, связанного с утратой грузов.

К вопросу о судебной практике

При анализе решений, связанных со взысканием убытков за утраченный груз, можно выделить следующие тенденции:

  1. При ДТП, в том числе по вине третьего лица, ответственность всегда несёт перевозчик. Такой риск, как авария на дороге, является составной частью предпринимательской деятельности по транспортировке грузов. Вместе с тем, компания-перевозчик вправе требовать взыскания убытков в порядке регресса после того, как рассчитается с владельцем ТМЦ.
  2. Если груз после вверения компании похищен, ответственность также лежит на перевозчике. Суды пришли к выводу, что профессиональный перевозчик должен принять исчерпывающие меры по охране ТМЦ.
  3. При других происшествиях на дороге практика варьируется. Так, в одном случае груз был утрачен из-за пожара, возникшего на дороге вследствие резкого торможения после лопнувшей покрышки. Эту ситуацию суд первой инстанции признал форс-мажором и отказал во взыскании средств с транспортной компании. Однако вышестоящий суд отменил решение и удовлетворил требования истца. Но есть иные прецеденты, где при схожих условиях выносились другие вердикты.

Важно! Каждое дело является уникальным, поэтому решение суда может отличаться от тех примеров, что изложены в настоящей статье.

Может ли перевозчик избежать ответственности?

При определённых условиях возмещение убытков невозможно, если должностные лица всё сделали по закону и по инструкции, но не смогли предотвратить негативные последствия. К примеру, если груз уничтожен в силу форс-мажорных обстоятельств (стихийное бедствие, война).

Также за утрату отвечает заказчик, если им не были соблюдены требования к упаковке товаров. Они варьируются относительно типа продукции. К примеру, в результате экстренного торможения груз был поврежден, но причиной явилась именно некачественная транспортная упаковка, что подтвердил эксперт.

Разграничить ситуации поможет только договор, заключенный между сторонами.

Грузовые автомобили

Ответственность не наступает для перевозчика в следующих ситуациях:

  1. К утрате груза привели действия заказчика;
  2. Обстоятельства, вследствие которых наступили последствия, оказались непредвиденными и неустранимыми;
  3. У транспортной компании не было шансов предотвратить негативные последствия.

Отвечает ли перевозчик при противоправных действиях в отношении грузов?

Необходимо разграничить, в какой момент груз похищен третьими лицами. Если это произошло до отгрузки товаров в адрес перевозчика, ответственность несёт заказчик.

Но если товар был передан перевозчику, то именно на нём лежит обязанность по сохранению груза. Поэтому за любые противоправные действия, совершённые в процессе транспортировки из пункта А в Б, отвечает исполнитель.

К примеру, мошенники перехватили звонок и убедили водителя привезти груз на другой склад, отличный от того, что указан в накладной. В этой ситуации все равно будет виноват перевозчик.

Для взыскания убытков с транспортной компании в действиях её должностных лиц не всегда должна наличествовать вина.

Порядок действий при утере или хищении груза

Самая неприятная ситуация – противоправные действия третьих лиц, включающие как умышленную кражу, так и халатность. Рекомендуем без промедления обращаться в орган внутренних дел (полиция) по месту обнаружения события либо по месту начала перевозки.

Заявление должно быть подготовлено в письменном виде, подателю придётся подтвердить полномочия доверенностью либо выпиской из решения о назначении на должность.

При обращении в ОВД важно иметь следующие документы:

  1. Копии накладных, подтверждающих наличие груза;
  2. Справка о стоимости имущества;
  3. Заявление с подробным изложением обстоятельств произошедшего;
  4. Мобильные телефоны и контакты в социальных сетях, мессенджерах всех лиц, участвовавших в процедуре.

В обращении в ОВД необходимо указать о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.

Зачастую сотрудники полиции под надуманными предлогами отказываются принять заявление, требуют дополнительные бумаги. Но согласно требованиям ст.144 УПК они в любом случае должны провести проверку. Все дополнительные сведения истребуются и запрашиваются в ходе мероприятий. Рекомендуем добиваться возбуждения уголовного дела, так как предварительное следствие даёт большие процессуальные возможности.

Как правильно подготовить претензию?

Требования к транспортной компании должны быть изложены в письменном виде. В претензии указываются фактические обстоятельства ситуации: договор, заключённый между сторонами, причины утраты груза, требования. Следует приобщить все документы, упоминающиеся в тексте заявления.

По спорам, вытекающим из грузоперевозок, срок исковой давности составляет 1 год, что установлено ст.42 ФЗ №259.

Грузовой автомобиль

Что делать, если грузоперевозчик отказывается возместить убытки?

С момента возникновения права требовать компенсацию необходимо направить виновной стороне претензию. Она пишется в свободной форме, но в ней обязательно должны быть изложены обстоятельства произошедшего и требования пострадавшего. Необходимо принять меры по фиксации:

  1. Факта направления претензии;
  2. Её получения контрагентом.

Если претензия не удовлетворена, оставлена без ответа, не получена, придётся истребовать компенсацию в гражданско-правовом порядке. При нежелании в добровольном порядке компенсировать стоимость груза потребуется обращение в суд с исковым заявлением. Оно подаётся с соблюдением требований, предусмотренных ст.125 АПК РФ, если обе стороны – субъекты хозяйствования.

В исковом заявлении нужно указать:

  1. Суд, в который подаётся заявление;
  2. Полные реквизиты сторон;
  3. Цену иска;
  4. Фактическое изложение требований и их обоснование;
  5. Требования, подлежащие рассмотрению в судебном порядке.

Исковое заявление с приложениями подаётся в оригинале в суд, а копии направляются ответчикам. К иску нужно приобщить сведения, подтверждающие попытку урегулировать спор в досудебном порядке. Документы, прилагаемые к оригиналу заявлению, должны быть подготовлены в копиях и для каждого ответчика. При подаче иска в суд должна быть уплачена государственная пошлина.

Порядок действий, если груз был застрахован

При наличии страхового полиса необходимо незамедлительно после утраты груза обратиться в компании способом, определённым договором. В дальнейшем следует исполнять требования страховщика и ожидать решения по делу. При этом грузоотправитель в любом случае должен принять меры к обращению в правоохранительные органы. Более того: проверка, проведённая полицией или следствием, позволит минимизировать возможные вопросы в будущем.

Есть ли шансы взыскать с транспортной компании понесенные убытки?

Статья 796 ГК РФ содержит альтернативу, а значит – пространство для манёвра и отстаивания прав. В интересах заказчика – доказать, что груз фактически передан компании и утрачен по её вине. У перевозчика другая цель: убедить суд, что последствия наступили по вине третьих лиц, чьи действия предугадать было невозможно.

Соответственно, судебная перспектива зависит от конкретных нюансов и событий. Как показывает практика, добиться компенсации можно, но это непростая задача. Идеальный вариант – решить вопрос в досудебном порядке, что позволит сэкономить время. Но как показывает практика, стороны идут на это в редких случаях.

Как обезопасить себя от утраты груза

Есть два момента, на которые следует обратить внимание: страхование груза и принятие срочных мер при ухудшении ситуации. Выбрать подходящий вариант полиса можно при заключении договора либо до начала поездки. Что касается экстренных мер, направленных на фиксацию события, они зависят от ситуации.

Заказчику необходимо подтверждение следующих нюансов:

  1. Груз фактически передан перевозчику (удостоверить факт отметкой на накладной, актом приёма-передачи или хотя бы фото/видеозаписью);
  2. ТМЦ не поступили к месту назначения.

Страхование гражданско-правовой ответственности перевозчика или самого груза позволит получить выплату при наступлении негативных последствий. Однако условия зависят от договора, объёма рисков, которые покрывает полис.

Заключение

Итак, утрата груза транспортной компанией – неприятная, но распространённая ситуация, с которой может столкнуться каждый. Чтобы избежать финансовых потерь, груз следует застраховать, грамотно оформить момент их передачи, отслеживать дальнейшую судьбу имущества. При любых сомнениях важно без промедления обратиться за помощью в правоохранительные органы.

Приложение 1. Образец претензии

Грузоотправитель: наименование, место нахождения

контактные данные

Перевозчик: наименование, место нахождения

контактные данные

Претензия

12.09.2020 между ООО «А» и ООО «Б» заключён договор перевозки груза. 14.09.2020 ТМЦ в надлежащей упаковке на основании накладной и акта приёма-передачи поступили в распоряжение перевозчика. В результате ДТП 16.09.2020 наступила полная утрата груза, грузоотправителем понесён ущерб в сумме 500 тысяч рублей.

Согласно ст.796 ГК РФ, ответственность за убытки несёт транспортная компания. В связи с изложенным, предлагаем в добровольном порядке возместить ущерб в сумме 500 тысяч рублей в срок до 01.12.2020, переведя деньги на банковский счёт, указанный в договоре. О принятом решении просим сообщить в десятидневный срок со дня получения претензии.

 

ФИО, должность

«» ___________20__ года                                                                                           подпись

Приложение 2. Образец заявления в правоохранительные органы

Первомайское РУВД г.Москвы

Заявитель: ООО «А», место нахождения

контактные данные

Заявление

12.09.2020 между ООО «А» и ООО «Б» заключён договор перевозки груза. В день приёмки груза поступил звонок, неизвестный мужчина, представившийся сотрудником ООО «Б», сказал место, куда необходимо вести ТМЦ. В Первомайском районе г.Москвы указанные товары были выгружены и переданы по акту приёма-передачи лицу, выдавшему себя за представителя ООО «Б».

13.09.2020 установлено, что груз утрачен, так как представитель нашей компании был введён в заблуждение неизвестным лицом. На основании изложенного, просим провести проверку и возбудить уголовное дело по факту мошенничества или кражи груза.

 

ФИО, должность

«» _____________20__ года                                                                                           подпись

Ссылка на основную публикацию