Компания Nikola основана Тревором Милтоном в 2014 году, но первое время свою деятельность не афишировала. Обнародование стартапа произошло в 2016 году, когда было объявлено о начале производства грузовых автомобилей без применения традиционных ДВС. Однако уже через полгода стало известно, что грузовики будут выпускаться не на аккумуляторных батареях, как в Tesla Semi, а на топливных элементах, но в целом это будут экологически безопасные машины.
Разработчики Nikola выбрали для применения в своих двигателях водород, поскольку эта рабочая среда обеспечит увеличение рентабельности и грузоподъемности фур по сравнению с бензином и дизелем: топливо будет дешевле и заменит тяжеловесную батарею.
По словам Милтона, компании удалось снизить цену за 1 кг водорода до 2,5 долларов при средней стоимости 14-16 долларов. Nikola разработала свою технологию получения газа из воды с применением солнечной энергии. Выделившийся в результате распада молекул воды водород направляется в топливный элемент, который вырабатывает электроэнергию.
Низкая стоимость водорода позволяет сократить расходы компаний-грузоперевозчиков на топливо, а также сэкономить время, т. к. заправка водородом происходит быстрее, чем зарядка аккумулятора. Как следствие, возрастет и дальность хода.
Суть бизнес-плана Nikola состоит в том, что сам грузовик стоит дороже традиционного, но затем наблюдается ощутимая экономия затрат на топливо и содержание автомобиля.
В планах компании было строительство завода на территории Аризоны и сеть заправок, по примеру пунктов Tesla Supercharger. Изначально было рассчитано открыть всего 50 заправочных станций к началу 2020 г., но в 2019 расширили план до 700.
В том же 2019 г. фирма объявила о запуске производства революционных аккумуляторов для грузовиков, за счет которых тягачи смогут проходить расстояние до 1600 км без дополнительного заряда при полной массе. При этом возможности Tesla Semi – всего 800 км без подзарядки.
Другим преимуществом было снижение общей массы тягача на 2,3 т.
Проект такого автомобиля был представлен в мае 2016 года, когда Nikola обнародовала сведения, что у компании уже имеется 7000 предзаказов на 2,3 млрд долларов.
В 2017 году компания Милтона объявила о запуске двух новых подразделений:
- для хранения солнечной энергии. Название было дано аналогично Tesla Energy – Nikola Energy;
- для выпуска гидроциклов Nikola Powersports.
Для реализации последнего фирма приобрела стартап у Free Form Factory.
За 2019 год Nikola анонсировала несколько событий:
- выпуск квадроцикла;
- производство водородного багги;
- грузовые автомобили Nikola Two, Nikola Tre, произведенные при участии компании CNH Industrial.
Отказ от Nikola One в пользу моделей Two и Tre обусловлен тем, что последние имеют двойной источник питания: аккумулятор и водородный топливный элемент – тогда как первая модификация рассчитывалась на работу только на водороде. К 2024 году Nikola рассчитывает реализовать 12000 своих тягачей.
Производитель обращал внимание, что модель Tre оснащена автопилотом 4-го и даже 5-го уровня автономной работы.
В середине 2018 года Nikola подала в суд на Tesla, обвиняя компанию Илона Маска в нарушении патентного права на дизайнерские решения кабины грузовика, и требовала компенсации в 2 млрд долларов США. Процесс продолжался и в сентябре 2020 года.
Компания Tesla презентовала свою модель грузовика в 2017 году. Nikola выходит на биржу, не располагая выпущенной продукцией, но с крупными партнерами на рынке. Получив 250 млн долларов, фирма объединяется с CNH Industrial (FPT Industrial, Iveco) с целью ведения совместных разработок силовых установок и применения технологий изготовления тягача Iveco S-Way при выпуске Nikola Tre.
Другими компаньонами компании Милтона становятся Bosh и Hanwha, привлечение которых приносит Nikola 230 млн долларов. Участие Bosh состоит в помощи с проектами источников питания, а Hanwha становится поставщиком солнечных модулей для выделения водорода.
Дополнительно Nikola подписывает договор на поставку 800 автомобилей пивоваренной компании Anheuser-Busch. Сумма заказа составила порядка 370 млн долларов.
В июне 2020 года состоялось обратное слияние Nikola с VectolQ: для фирмы Милтона это стало завершением Initial Public Offering (IPO). Организация VectolQ специализируется на операциях с акциями и активами. В Nikola прогнозировали существенный рост доходов с выходом на $13 млрд уже в 2021 году. Результатом слияния становится капитализация, приближающаяся к 13 млрд долларов.
Немногим позже, 9 июня 2020, акции Nikola ощутимо подорожали: компании удалось практически догнать Ford (28,794 млрд) со своими 28,775 млрд долларов. Причиной такого успеха стал анонс Nikola будущих сделок на Badger, где в 2020 году будет презентован новый пикап.
В чем дело, что не так?
За второй квартал 2020 года Nikola представила отчет о доходе в 36 тысяч долларов. Это прибыль от продажи солнечных батарей самому Милтону. При этом потери капитала в компании составили более 86 млн долларов. Это привело к падению стоимости акций на 18%.
В сентябре Nikola оформляет договор с гигантом General Motors на поставку топливных элементов и аккумуляторов для установки в тягачи Nikola, а также на непосредственное участие в выпуске пикапа Badger. В результате партнерства GM становится обладателем акций Nikola на сумму 2 млрд долларов и получает членство в совете директоров.
В том же месяце компания Hinderburg Research из числа акционеров Nikola заподозрила ее в мошенничестве, о чем был выпущен соответствующий отчет. В материале освещались содержания переговоров, фотографии, письма и т. п., которые раскрывают обман Милтона.
Компания-акционер предъявила общественности следующие факты:
- заявления о снижении себестоимости водорода на 81% оказались несоответствующими действительности, что было публично признано в Nikola (стартап еще не приступал к производству газа);
- видео, на котором Nikola One бесшумно едет по трассе, оказалось обычным рекламным трюком: тягач был снят во время спуска с горы на холостом ходу;
- сведения о наличии собственной газовой скважине – информация, не подлежащая проверке, т. к. нет никаких подтверждающих документов, а с сайта все данные удалены;
- производством «революционных» аккумуляторов Nikola не занималась, а просто использовала купленную технологию у фирмы, у которой на деле ее тоже не было разработано; в грузовиках Nikola устанавливаются аккумуляторы GM;
- на крыше штаб-квартиры стартапа Милтона нет солнечных батарей, которые должны были снабжать энергией производство: на всех аэрофото батареи отсутствуют;
- Nikola анонсировала выпуск модели Tre в количестве 5 штук уже в 2020 году на заводах Bosch, что не было подтверждено этой немецкой компанией;
- в целом, стартап не является производителем ни одного из основных крупных узлов тягачей, а попросту получает лицензию на закупленную у других изготовителей продукцию;
- такие акционеры, как Bosch, ValueAct, Worthington, уже после IPO распродали свои акции Nikola на платформе Robinhood физическим лицам;
- руководитель стартапа Милтон после IPO сократил срок ограничения продажи акций компании до 180 дней и снял со счета 70 млн долларов.
После обнародования данной информации компанией заинтересовалась американская Комиссия по ценным бумагам и биржам. В свою очередь, Nikola обвинила Hinderburg Research в лжесвидетельстве и спекуляциях с ценными бумагами. Однако акции Nikola Motor потеряли в цене 13%.
Через некоторое время Nikola все-таки признала, что в рекламе модели One снимали грузовик «не на ходу», но с исправными аккумулятором, гидроусилителем руля и КПП.
При этом со стороны компании не поступило никаких комментариев относительно заявленных ключевых технологий, связанных с водородом и топливным элементом. Тем более, что в проморолике нет прямого указания, что тягач двигается с заведенным двигателем самостоятельно.
В итоге доработки пилотной версии Nikola One не последовало: стартап привлек к сотрудничеству Iveco и Bosch, и партнеры начали работу над модификацией Two.
21 сентября из совета директоров уходит сам Милтон, что провоцирует дальнейшее падение акций Nikola Motor на 22,2 %, т. е. за 3 месяца цена акций компании упала с 79 до 25 долларов. После ухода Милтона капитализация стартапа составила менее $10 млрд.
Дальнейшая судьба Nikola
После событий сентября 2020 года, когда у компании не было выпущено ни одного грузовика, партнеры занимаются пикапом Badger, тягачом Nikola Two и несколькими другими проектами Nikola. В случае успешного завершения этих работ все неблаговидные истории и слухи вокруг Nikola Motor постепенно сойдут на нет, по мнению экспертов из Ars Technica.
Партнерство с GM сулит стартапу хорошие перспективы относительно выпуска пикапа, поскольку в Badger устанавливаются рабочие аккумуляторы от автогиганта, а не мифические батареи на водороде от Nikola.
General Motors обязуется выпустить грузовики, сертифицировать их и испытать, а также возьмет на себя поставку топливных элементов для фур Nikola. Таким образом, компании остается только заниматься продвижением и развитием бренда.