Доставка грузов военного назначения автомобильным транспортом (АТ) часто стоит особняком в отличие от стандартной процедуры грузоперевозки. Проведение учений, организация работ военного формата, транспортировка военной техники из других стран и прочие обстоятельства требуют грамотного решения таких задач.
Ведь не всегда можно использовать железнодорожное сообщение, а военно-транспортные самолеты нуждаются в аэродромных площадках. Вот тут и приходит на выручку автомобильный транспорт. Благодаря его мобильности, он успешно применяется для военных грузоперевозок и снабжения большинства воинских частей.
Особенность перевозок военных грузов автомобильным транспортом
В отличие от гражданских грузоперевозок, военный груз всегда будет превышать максимальные параметры по массе и габаритам. Чаще всего военные перевозки не вписываются в стандартные правила, а саму военную технику относят к негабаритным грузам.
«Нет разницы в типе ходовой части: гусеничная или колесная техника – она всегда будет существенно превышать все допустимые нормативы по нагрузке на дорожное полотно».
Кроме этого, перевозка любых военных грузов с помощью автотранспорта должна подчиняться ряду требований, а именно:
- Находиться под контролем дорожной автоинспекции.
- Охраняться в процессе перевозки.
- Груз должен перевозиться в специально сформированной автоколонне.
- Быть надежно закреплен и промаркирован.
- Предполагаемый маршрут проходит тщательное планирование.
- Заранее получаются необходимые разрешения, готовится пакет документов.
- К такой работе привлекаются только профессиональные водители, имеющие опыт перевозки тяжелых и негабаритных грузов.
Нормативное регулирование военных перевозок
Особенность транспортировки военных грузов – в строгом контроле процесса перевозки и тщательная подготовка разрешительной документации. Все перемещения происходят в формате ГосОборонзаказа и регулируются рядом постановлений и нормативных документов.
Федеральный закон № 257 от 08/11/07 г. | «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» (скачать). |
Постановление Правительства РФ № 272 от 15/04/11 г. и № 2200 от 21/12/20 г. | Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (скачать) |
Приказ Министра обороны РФ № 195 от 19/05/07 г. | «О порядке осуществления сопровождения транспортных средств вооруженных сил Российской Федерации автомобилями военной автомобильной инспекции» (скачать). |
Приказ Министра обороны РФ № 200 от 06/06/01 г. | «Об утверждении руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации» (скачать). |
Приказ Минфина РФ РФ № 343 от
31/08/20 г. |
«Об утверждении Требований к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства» (скачать). |
С перевозкой опасных грузов дело обстоит чуть сложнее. При транспортировке этого вида груза учитывается и заблаговременная проработка маршрута, и подбор подходящего транспорта с нужными габаритами. Кроме этого, существуют строгие требования к таре, упаковке и размещении груза на погрузочной платформе. Выдерживается установленная скорость во время движения, а также порядок соблюдения необходимой техники безопасности.
При перевозке опасных грузов придерживаются следующих нормативных документов:
Европейское соглашение (ДОПОГ) от 30/09/57 г. | ДОПОГ. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов. Том 1 (скачать).
ДОПОГ. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов. Том 2 (скачать). |
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 января 2017 г. N 20 | «Об утверждении руководства по безопасности при транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах железнодорожными и автомобильными транспортными средствами» (скачать). |
Руководство № 3112199-0199-96 Департамента АТ РФ от 08/02/96 г. | Руководство по организации перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (скачать). |
Постановление Правительства РФ № 272 от 15/04/11 г. (с 01/01/21 г. — № 1742) | Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (скачать). |
Более подробно о перевозке опасных грузов вы можете прочитать в специальных наших статьях на данную тему:
Специальное разрешение на перевозку особо опасных грузов.
Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом.
Нужна ли лицензия для перевозки военных грузов?
Отвечая на этот вопрос, разделим понятие «военный груз» на несколько блоков. Если говорить о доставке военной техники (самоходные установки, бронетранспортеры и т.д.), это будет считаться как перевозка тяжеловесного, крупногабаритного груза (более подробно про данный вид перевозок вы можете прочитать в нашей статье: «Перевозка негабаритных грузов автомобильным транспортом: правила и особенности«). Здесь на провоз потребуется специальное разрешение. Его можно получить в РосТрансНадзоре, предоставив необходимый пакет документов.
«Чаще всего разрешительный пропуск выдается на разовый проезд, максимальное число поездок, на которое можно получить разрешение – 10. Срок действия – до трех месяцев».
При подаче заявления на получение разрешения потребуются следующие сведения:
- Наименование организации/ИП и его реквизиты.
- Ф.И.О. и паспортные данные руководителя.
- Маршрут движения ТС.
- Срок перевозки и количество поездок.
- Подробные сведения о ТС.
- Полная характеристика груза.
- Необходимость автомобиля сопровождения.
Помимо таких данных, на груз и ТС потребуются копии подтверждающих документов. Если речь идет о перевозке опасного груза, то законодательно предусмотрено (ФЗ № 99 от 04.05.2011 «О Лицензировании» (скачать)) получение лицензии на перевозку. Лицензия является разрешительным документом для осуществления конкретных работ. Важная особенность: соблюдение всех условий, прописанных в законе. Если перечислить вкратце, то лицензию на перевозку опасного груза автотранспортом можно получить с условиями:
- Использования исправного ТС.
- Присутствия специальной тары (зависит от вида груза).
- Соблюдения правил грузоперевозки и техники безопасности.
- Привлечения водителей, прошедших необходимый инструктаж.
Всю подробную информацию о том, как получить разрешение на перевозку опасного груза вы можете узнать из статьи: «Специальное разрешение на перевозку особо опасных грузов».
От выполнения этих правил напрямую зависит безопасность, как самого груза, так и людей, которые его транспортируют. Малейшие нарушения приведут к серьёзным экологическим последствиям, поэтому такие грузоперевозки в обязательном порядке регулируются на уровне государства.
Что касается доставки людей, либо перевозки личных вещей военнослужащих автотранспортом, здесь также существует ряд правил:
- Исправное состояние автомобиля.
- Сидения, оборудованные в кузове, должны быть прочно закреплены и располагаться не выше 40 см от пола, а боковые сидения – иметь устойчивую спинку.
- Бортовой замок — исправен и надежно закрыт.
- Скорость движения не превышает 50 км в час.
- Число перевозимых людей соответствует количеству посадочных мест.
- Общий вес перевозимого груза не превышает допустимые нормы по загрузке ТС.
Когда есть необходимость организации воинских перевозок?
Потребность организовать воинские перевозки появляется в случае передислокации военных частей, отдельных военнослужащих, либо при перевозке военной техники, грузов. Транспортировка бывает оперативного характера, например переброс воинских эшелонов, либо снабженческое.
Здесь используют не только автомобильный транспорт, но и перевозки по железной дороге, авиацию. Доставка людей и военного груза должно соответствовать определенному регламенту и, в первую очередь, отвечать всем требованиям безопасности. Правила организации воинских перевозок прописаны в отдельных нормативных документах.
Виды транспорта: как перевезти груз, технику и какие требования?
Грузы военного назначения разделяют на несколько групп:
- Гусеничная и колесная техника.
- Пусковые артиллерийские установки.
- ГСМ для нужд вооруженных сил.
- Радиолокационное оборудование.
- Боевое оружие разных родов войск.
- Боеприпасы, взрывчатые вещества (категория: опасные грузы).
Для каждой из групп потребуется соблюсти необходимые условия транспортировки и подобрать подходящий вид техники.
Автомобильная техника, применяемая для военных нужд | |
Легковая: | Грузовая: |
Для перевозки личного состава (до 7 чел.) | Самосвалы |
Для обеспечения служебной деятельности | Автофургоны |
Для транспортировки мелких грузов и техники | Седельные тягачи с полуприцепами |
Хорошим примером перевозки военной техники автотранспортом служит тягач КамАЗ-65225 с полуприцепом. Недавно он стал поступать на вооружение в воинские части. Такие многоосные тяжелые колесные тягачи подойдут для перевозки бронетанковой, артиллерийской и др. техники, т.к. они минимизируют давление техники на дорожное покрытие и имеют специальные крепления.
Низкая посадка без бортов позволяет самоходной технике самостоятельно заезжать на погрузочную платформу. В процессе погрузки допускается применение автокранов. Такие же тягачи могут применяться при подвозе горючего и других грузов в отдельных емкостях.
Основные правила военных автоперевозок
- Равномерное распределение груза по всей площади погрузочной площадки и его надежная фиксация;
- Соблюдение параметров грузоподъемности и грузосовместимости;
- Погрузо-разгрузочную работу осуществляют специально подготовленные люди. Использовать водителей для этих целей запрещается. НО:
- Водитель обязан отслеживать весь процесс погрузки/разгрузки, правильное размещение груза;
- При приеме груза — проверить целостность тары, пломб и маркировки.
Доставка ГСМ (дизельного топлива, нефтепродуктов и др.), относится к классу опасных грузов. Здесь можно использовать различные виды бортовых (тентованных) автомобилей, сам продукт транспортируется в бочках/канистрах. Если речь идет о больших объемах, в таком случае применяют бензовозы.
Отдельные правила – для перевозки взрывчатых веществ и оружия. Такой груз относится к 1 классу опасности и требует транспорт категорий ЕХII, ЕХIII. Эта транспортировка регулируется Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) (скачать можно здесь).
По правилам, внутренняя обшивка кузова изготавливается из негорючих материалов, с внешней стороны — защита в виде термомеханического покрытия. Помимо этого, даже электропроводка должна иметь дополнительную изоляцию, чтобы исключить возможность самовозгорания. Кроме этого, существуют отдельные требования для каждого вида тары и маркировки, в зависимости от вида груза. Все они прописаны в текстовом варианте ДОПОГ.
Если нужно перевезти много боеприпасов, такая автоколонна в обязательном порядке обеспечивается военизированной охраной. Боеприпасы могут быть: слезоточивые, зажигательные, вызывающие задымление и отравление, испытательные и др. При перевозке грузов первого класса опасности руководствуются Соглашением (ДОПОГ). В нем подробно прописаны необходимые требования для такого вида грузов, вот основные из них:
- Во время перевозки боеприпасов маршрут прокладывается на удалении от крупных населенных пунктов.
- Все огнестрельное оружие должно быть разряжено. Патроны — отдельно.
- Категорически запрещено курение на расстоянии, ближе 40м к автотранспорту.
- Тара — прочная, без видимых повреждений, с нанесением соответствующей маркировки и знаков опасности.
- Транспортировка грузов 1 класса опасности допускается к перевозке в комбинированной таре при условии, что перевозимые единицы груза не вступают в опасную реакцию друг с другом.
- Перед отправкой опасного груза требуется осмотр каждого ТС в автоколонне.
Стоимость перевозки груза
Определение цены перевозки будет зависеть от: расстояния, веса и габаритов груза, отдельный расчет за грузы 1 класса опасности. По данным на март 2022 года, ценовой разбег в Московской области определяется следующими цифрами:
Груз до 20 тонн | Свыше 20 тонн | |
Габаритный груз | 15.000 руб. +100 руб./км | 20 000 руб. + 130 руб./км |
Негабаритный груз | от 25 000 руб. + 120 руб./км | от 35 000 руб. + 170 руб./км |
Напомним, что при перевозке негабаритных грузов оформляется обязательное разрешение. При длине, свыше 24 метров и ширине – от 3,5 метров потребуется отдельный автомобиль прикрытия. Длина от 30 метров и ширина свыше 4 метров означает обязательное присутствие патрульной машины. Кроме этого, если вес груза превышает 44 тонны и по высоте составляет более 4,5 метров, такая перевозка потребует разработки спецпроекта.
Сопровождение военных грузов
Любое перемещение военного груза должно быть безопасным. Такая транспортировка происходит при участии одного из командиров армии. Маршрут разрабатывается заранее, исключая передвижение по крупным населённым пунктам и опасным участкам дороги. Движение гусеничной техники по дорогам с твердым покрытием запрещено.
Погрузка военной техники происходит самоходом или с помощью автокрана. Транспортировочными тросами она закрепляется на погрузочной платформе и на каждое колесо (гусеницу) ставят противооткатный упор.
За надежность крепления груза несет ответственность транспортная компания. Ее представитель, а также командир военной техники, обязаны убедиться в безопасности и надежной фиксации груза, прежде чем автоколонна начнет движение.
Кроме того, сопровождение военных грузов обеспечивается охранным персоналом, сотрудниками правоохранительных органов.
Перевозка личных вещей военнослужащих
Частые переезды для военнослужащих – дело привычное. Такие перемещения при переводе в новую военчасть могут проходить как в близлежащий город, так и в отдаленный регион страны. Для этого, статьей № 66 (Приказа № 200 Министерства Обороны РФ) предусмотрена выдача военных перевозочных документов, которые дают право на проезд и перевозку вещей военнослужащих всеми видами общественного транспорта, за исключением воздушного.
А каждый служащий по контракту имеет право на бесплатный провоз до 20 тонн личных вещей. Для этого подойдет ж/д контейнер.
Но нередко воинские части расположены на удалении от железнодорожных путей и перевозка вещей военнослужащих к новому месту службы затрудняется. И здесь рационально использовать автомобильный транспорт. Существуют профессиональные перевозчики, которые предоставляют необходимый пакет документов для военнослужащих. Так компенсируются расходы на переезд.
Почему важно соблюдать требования перевозки военных грузов?
Соблюдение всех требований по перевозке, как воинских грузов, так и военнослужащих, должно следовать правилам безопасности. Нарушение инструктажа может привести к повреждению груза, травмам и даже гибели людей. Такие происшествия случаются по следующим причинам:
- Неисправный грузовой автомобиль провоцирует задержку в пути или, в худшем случае, дорожную аварию.
- Неверное или слабое крепление груза на платформе создаст опасность всем участникам дорожного движения.
- Неправильный выбор и установка тары при перевозке опасного груза класса 1 нанесет непоправимый вред не только сопровождающим, но и окружающей среде.
- Увеличение скоростного режима, а также ошибка при проведении разгрузочных работ может привести к травмированию людей.
Так, любые минимальные нарушения техники безопасности могут иметь негативные последствия для всех участников организации воинских перевозок. Чтобы избежать подобных ситуаций, важно строго соблюдать последовательность действий и все пункты соответствующих инструкций. Часть забот по подготовке военных перевозок могут взять на себя специально подготовленные и обученные сотрудники транспортных компаний, у которых за плечами опыт и десятки успешно выполненных перевозок по всей стране.