Грузовик КАЗ 150: смелая попытка автозавода в Кутаиси

В 50-е годы прошлого века «Кутаисский автомобильный завод» представлял собой автосборочное предприятие, которому было поручено от имени Минавтопрома наладить производство «ЗИС 150». С завода им. И.В. Сталина поставлялись комплектующие, однако польза от этого действия была невелика. Грузинская сборка отличалась своей ненадежностью и низким качеством даже на уровне отдельных деталей.

Грузовик КАЗ-150

К 1951 году завод уже окончательно смог перейти на самостоятельную сборку грузовиков, которые первоначально шли под индексом «ЗИС- 150», однако очень вскоре имя изменили на «КАЗ-150».

Для чего потребовались такие спешные изменения? Среди опытных водителей в те годы ходили слухи, что «Завод имени И.В. Сталина» категорически отказался выпускать грузовики с единым названием, которое повторялось и на Кутаисском заводе. Якобы грузовики «грузинского розлива» не должны портить известное имя ЗИС.

Грузовик КАЗ-150

В итоге количество машин, собранных на «КАЗе» оказалось действительно небольшим, хотя они и успели потрудиться на отдельных стройках, союзных предприятиях. В те годы многие водители посмеивались, что «КАЗ 150» был создан для того, чтобы возить чай с горы, поскольку уже подняться в гору машине было проблематично. Существовала даже шуточная присказка: «нет страшнее зверя-рыси и машины с Кутаиси».

Конечно, были во времена СССР шоферы-энтузиасты, их еще называли «сто тысячниками». Они умудрялись ставить рекорды и на «КАЗ 150», даже когда и пробег пересекал отметку в 100000 км до капремонта двигателя. Но тут скорее заслуга исключительно самого водителя, поскольку даже после работы такие энтузиасты выкраивали время и возились со своими грузовыми, рабочими лошадками. Ведь особенностью 50-х гг. прошлого века был избыток самих водителей, очень многие желали трудиться за рулем грузовика. А вот самих грузовиков очень не хватало. Поэтому за их техническим состоянием следили весьма пристально.

Грузовик КАЗ-150

На шасси грузовиков «КАЗ 150» могли устанавливать и различное спецоборудование, и грузовик трансформировался в высотный кран, самосвал, машину для уборки снега и др. Но, даже не смотря на это разнообразие выпускаемых видов, с завода «КАЗ» смогло выйти лишь 900 экземпляров грузовиков. Возможно водители, работающие в Грузии, успели лучше других ознакомиться с «КАЗ 150», но однозначно союзной славы эта марка так и не получила.

«КАЗ 150» регулярно вставал из-за самых разнообразных поломок: запас прочности у кардана оставлял желать лучшего, коробка передач, связанная с проходимостью грузовика, также имела ряд отрицательных отзывов. Пройти 5 тыс. километров и ни разу не сломаться – это было какое-то чудо для данного грузовика. Многие это связывают с низкой квалификацией сотрудников автозавода, но ведь не всем же быть машиностроителями.

К 1952 году «КАЗ 150» снимают с производства. Чуть позже «Кутаисский автозавод» попробует удивить союзный автопром своими бескапотными «Колхидами», однако это уже совершенно иная грузинская история.

О наделавших много шума грузинских грузовиках «Колхида» можно почитать в наших статьях: «Колхида» с прицепом и Гордость Грузии — слезы России или месть за Сталина!

В заключение нашего материала предлагаем вашему вниманию небольшой видеообзор грузовика КАЗ-150.

Ссылка на основную публикацию