История венгерской марки грузовиков «Csepel»

Для многих словосочетания венгерский автомобиль неразрывно связан с известными автобусами марки «Икарус». На дорогах России их можно было наблюдать в достаточном количестве и они по праву заработали славу надежных машин.

Но, помимо знаменитого «Икаруса» венгерская автопромышленность славилась еще двумя предприятиями: «Dutra» и «Csepel».

Csepel D 350
Csepel D 350

Завод «Csepel» появился в Венгрии в послевоенное время, с 1949 года. Его название было дано по одноименному пригороду г. Будапешта и первоначально предприятие производило станки и автозапчасти. Годом позже завод сосредоточился на производстве грузовых автомобилей.

Самые первые модели разрабатывались на основе австрийского 3,5-тонника «Steyr 380». Он представлял собой 2-осный грузовик с дизельным двигателем WD413 на 85 л.с. с четырьмя цилиндрами.

Steyr 380
Steyr 380

«Csepel D 350» был снабжен пятиступенчатой коробкой передач и гидроприводной тормозной системой.

К 1957 г. за год было изготовлено чуть менее 3 тыс. грузовиков. И в это же время состоялась презентация модели «Csepel D 450». Мощность нового грузовика составляла 95 л.с.. В основе: надежная тормозная система с пневматическим приводом и обновленная кабина.

Csepel D 452
Csepel D 452

Кроме базовой модели, с конвейера сошла также модель 450N, которая шла экспортом в Союз. Такой тягач мог транспортировать полуприцепы до 10000 кг, и в СССР машина получила славу хорошего и неприхотливого грузовика. Эта серия существовала в производстве до 1972 года.

С 1958 года венгерский автозавод выпустил еще один автомобиль «Csepel D 700». Грузовик получил усиленное шасси, рассчитанное на 7000 кг нагрузки, а также бескапотную кабину. Он выпускался в следующих вариантах: тягач «Csepel D 705N», цистерна «Csepel D 707», а также самосвал марки «Csepel D 711».

Csepel D 707
Csepel D 707
Csepel D 711
Csepel D 711

На всех выпускаемых автомобилях устанавливался 6-цилиндровый дизель, мощностью от 125 до 145 л.с. В Советский Союз эти грузовики поставлялись в небольшой количестве: чуть более сотни автоцистерн для перевозки молока, а также с десяток пожарных автомобилей.

К 1958 году «Csepel» начинает сотрудничество в тандеме с «Икарусом» и производит автобусное шасси. Помимо этого, в каталог продукции завода входили: дизели «RABA-MAN» (о грузовиках RABA мы уже писали в нашей статье: Автопоезд «RABA»: конечная станция — 70-е), гусеничный тягач «Csepel К 800», а также разнообразные машины специального назначения.

Rába-Man
Rába-Man

Еще с 1952 года на заводе производился трехтонник «К 300» для нужд венгерских военных. Начиная с 70-х годов, ему на замену пришел шеститонник «Csepel D 566» с колесной формулой 6х6. Новинка была весьма актуальной для своего времени: двигатель «RABA-MAN» в 200 л.с., независимая торсионная подвеска  и централизованная система подкачки колес и т.д.

К началу 70-х модельный ряд «Csepel» слегка обновился. С конвейера сошел бескапотник «D 452», кабину которого по-соседски подсмотрели у польской марки «Star 29».

Также замену кабины прошли и грузовики 700 серии: для них прототипом послужили польские машины «Jelcz». С 1975 года вся продукция оборудовалась дизельными двигателями «Raba-MAN».

Jelcz
Jelcz

Но все эти преобразования не смогли кардинально изменить общую картину: спрос на венгерские грузовики падал. Для сравнения: с 1976 года с конвейера сошло 1200 машин, а через 5 лет это число составило уже менее 1000.

С 1984 года предприятие взялось за выпуск «Csepel D 750», в котором использовались исключительно компоненты и агрегаты от сторонних производителей. Позже завод еще пытался выпускать автобусные шасси, однако, в условиях мирового кризиса успеха достичь так и не удалось. В 1996 году на предприятии была начата процедура банкротства.

В продолжение нашей статьи предлагаем вашему вниманию два небольших видео о венгерских грузовиках Csepel Чепель.

Ссылка на основную публикацию