Санкции бьют по КАМАЗу: выдержит ли наш автогигант?

В г. Набережные Челны концерн «КАМАЗ» попал в опалу: европейские страны внесли его в свой черный список и отказываются от сотрудничества с ним. Под запрет попали и финансовые взаимодействия, и поставки компонентов, которые поставлялись из стран Европы. Аналитики полагают, что такое развитие событий особенно негативно скажется на будущих проектах предприятия. Но как долго все это может продлиться, не берутся прогнозировать даже самые именитые эксперты.

В первую очередь санкции связаны с военной операцией, которую сегодня Россия проводит на территории Украины. Европейские власти отказываются сотрудничать с «КАМАЗом», ограничивают его возможность в реализации своей продукции, а также запрещают использование своих комплектующих.

Грузовики КАМАЗ

Конечно, концерн «КАМАЗ» присутствует не только на европейских рынках. Сборные комплекты, запчасти в Россию поставляются из стран Юго-Восточной Азии, бывших республик СССР, стран Южной Америки и Ближнего Востока. По результатам прошедшего года активнее всего развивалось сотрудничество с ближайшими соседями: Казахстаном, Узбекистаном и Туркменией. Но главным потребителем продукции «КАМАЗ», конечно же, остается Россия.

В 2021 году предприятие выпустило свыше 44 тыс. машин, передав на экспорт порядка 6 тыс. экземпляров.

До всей нынешней непонятной ситуации, «КАМАЗ» строил весьма амбициозные планы. Была задумка вывести на массовый российский рынок машины 5-го поколения (читайте нашу статью: ««Mercedes» «КАМАЗу» — друг!«), уделить особое внимание модели «Компас», которую в сегменте мало и среднетоннажных грузовиков часто сравнивают с «Газелью» и считают их прямыми конкурентами. Более того, в конце 2020 года «КАМАЗ» начал разработку двигателей экологического уровня Евро-6. Хотя в настоящий момент в России действуют экологические нормы, соответствующие уровню Евро-5.

А совсем недавно в г. Пермь прошла презентация электробуса «КАМАЗ». Уже с февраля 2022 года новый транспорт можно встретить на дорогах Уфы. Ранее «КАМАЗ-6282» уже прошел тестовую обкатку в городах Белгород и Казань. Полный пакет инвестиций, запланированный для концерна, 17 млрд. рублей. Большая часть этих средств должна была быть направлена на расширение линейки автомобилей, и свыше одного миллиарда – на научно-исследовательские, конструкторские разработки.

Не пропадем!

В условиях санкций и общемировых ограничений руководитель концерна «КАМАЗ», С. Когогин, сохраняет спокойствие и оптимизм. По его словам, компания имеет четкий план действий, который прошел согласование и нашел поддержку в Правительстве РФ. Поэтому оснований для беспокойства нет, концерн продолжает работу и сделает все возможное, чтобы временные ограничения не коснулись сотрудников предприятия. Кроме того, все заключенные договоры и соглашения с поставщиками выполняются в полном объеме. «Наша продукция это транспортная основа России и наша задача обеспечить нужды государства целиком и полностью» — заявил С. Когогин.

Однако зарубежные партнеры отнеслись к санкциям вполне предсказуемо.

О разрыве всех договоренностей с КАМАЗом в срочном порядке заявил «Daimler Truck», его доля участия в концерне оценивается в 15 процентов. Возможно, за этим последует продажа акций, вероятность такого развития событий довольно высока. Но уже сейчас прерванное сотрудничество выразилось в остановке производства на совместном предприятии. Кроме этого, поставка комплектующих также прекращена.

Но не только российская сторона «КАМАЗа» вынуждена подстраиваться под новые реалии. На общем немецко-российском предприятии «Daimler КАМАZ Rus» тоже все идет не так гладко. Напомним, что компания является импортером грузовой и спецтехники марки «Mercedes-Benz», грузовых автомобилей « FUSO» и автобусов «Setra» в России. На его производственной базе собираются кабины для «Mercedes-Benz Actros». Более того, немецкое правительство уже успело сделать солидные финансовые вложения в некоторые проекты «КАМАЗа».

Само собой «Daimler» не является эксклюзивным партнером «КАМАЗа». Среди его германских коллег – «Фридрихсхафен» и совместное предприятие ООО «ЦФ Кама», которое предлагает на российском рынке продукцию в сфере трансмиссии и рулевого управления. Или взять «Knorr-Bremse», который занят сборкой и тестированием тормозных систем для грузовых автомобилей «КАМАЗ».

Кроме немецких партнеров у «КАМАЗа» есть также коллеги из США. Однако каких-либо недружественных шагов с их стороны пока не наблюдается. И не удивительно: ни одной стороне невыгодно терять налаженное производство и прибыль. Кроме того, со стороны российского правительства уже следовали равноценные санкции в отношении иных стран. Не исключается и проведение национализации, что явно не окажет положительного влияния на экономику бывших партнеров.

По словам Председателя партии «Единая Россия», Д. Медведева, европейские страны ведут себя крайне некультурно. Грозят закрытием счетов и компаний граждан России, приходит информация и о притеснениях по национальному признаку.  «Такие действия должны категорически пресекаться и ответ обязан быть равноценным» — сообщил он.

Возможные последствия санкций

Как могут повлиять санкции на концерн в целом? По мнению эксперта ООО « УК Финам Менеджмент», Д. Баранова компания не сможет пользоваться зарубежными источниками финансирования, кроме этого будет закрыт доступ к иностранным технологиям и отдельным видам запчастей. Конкурентоспособность упадет, а для возврата к докризисным показателям потребуется продолжительное время и ресурсы.

«Если предположить, что экономическая ситуация в концерне пойдет на спад, то «КАМАЗу» придется сократить производство и выпуск продукции. За этим может последовать и сокращение числа заводских площадок, сотрудников. Может даже придется продать часть активов. Но пока это только предположения. Любой прогноз в нынешней ситуации может измениться в любой момент» — резюмирует Д.Баранов.

С ним согласен и финансовый специалист группы «CMS», В.Сагалаев. На его взгляд сам запрет реализации грузовых автомобилей «КАМАЗ» на территории Евросоюза, это не самая большая беда. Ведь общие объемы продаж в Европу едва достигает 10%, при этом ключевыми партнерами «КАМАЗа» являются все же страны Азии и СНГ. Больше всего вызывает беспокойство прекращение договорных отношений «КАМАЗа» с компанией «Daimler». Ведь многие большегрузы были в совместной разработке, для них поставлялись  зарубежные автозапчасти .

Теперь ситуация резко изменилась и «КАМАЗ» вынужден заняться поиском новых поставщиков, что потребует некоторого времени и, помимо этого, значительных финансовых вливаний. Более того, уже сейчас на рынке электрокомпоненов наблюдается нехватка запчастей. Само собой, на какой-то период «КАМАЗ» вполне сможет обойтись своими запасами со склада, только вот дальнейшие перспективы остаются неясными.

«И в текущем году «КАМАЗ» едва ли решит эту проблему» — рассуждает В. Сагалаев. Теоретически, концерн может сократить объемы производимой продукции, но вслед за этим под увольнение могут попасть сотрудники предприятия. На 2022 год «КАМАЗ» ставил себе в план реализации свыше 40.000 грузовиков, однако нынешняя ситуация вынуждает менять ориентиры и подстраиваться под текущее положение дел. Хотя, не будем забывать о том, что санкции для «КАМАЗа» — дело не новое, что нисколько не мешает компании работать и строить теоретические планы на будущее.

Д. Леонов, директор торгово-финансовой компании «КАМАЗ» с уверенностью заявляет, что «с марта текущего года концерн перейдет на выпуск грузовых автомобилей из компонентов российского производства. Модельный ряд К3 будет комплектоваться коробкой передач КПП-154, а также полнокомплектной топливной аккумуляторной системой». По его словам в случае невозможности применить российские компоненты на определенных моделях, подобные заказы будут временно приостановлены.

Но санкции затронули не только технические моменты концерна. Под нехорошее влияние попала и российская автогоночная команда «КАМАЗ-Мастер». Фактически она не относится напрямую к одноименной компании, однако получает финансовую поддержку от банка «ВТБ», который также попал под санкционный прессинг со стороны Штатов и Англии. И пока страны ссорятся между собой, захватывая все более обширные экономические сегменты, о честных и объективных спортивных соревнованиях не может быть и речи.

КАМАЗ-МАСТЕР

Посмотрим, как будет разворачиваться ситуация в дальнейшем, с надеждой на лучшее мы смотрим на будущее с оптимизмом!

Ссылка на основную публикацию