Венгерский самосвал Dutra DR 50

Во времена Советского Союза автомобильная промышленность была в большей степени сосредоточена на выпуске грузовой техники, повсеместные стройплощадки требовали большого числа технических средств. Так, на всесоюзных стройках страны можно было встретить самые разнообразные транспортные средства.

Грузовик-самосвал Dutra DR 50

Основной костяк составляли такие марки, как: «КАМАЗ», «БелАЗ», «МАЗ», «ЗИЛ». Дружба с прочими социалистическими странами добавляла еще немного машин зарубежного производства, хороший пример тому марка «Татра» (о грузовиках TATRA читайте в наших статьях: Грузовик ТАТРА 111 — лучший работник Севера по версии СССР, Экскурсия по заводу «Татра» во времена выпуска первых моделей, Грузовики TATRA в стране Поднебесной, Чешские грузовики Tatra» снова возвращаются в Словакию).

Самосвал Dutra DR 50

Но была среди этого калейдоскопа один интересный грузовик, под заводским наименованием «Dutra D R 50». Его разработкой в 1956 г. занимался «Будапештский тракторный завод». Название грузовика представляет собой сочетание двух слов «dumper» (самосвал) и «tractor» (трактор). К слову, позже в народ так и ушло название «думпер». Фактически это был самосвал компактных размеров, который рассчитан на работу в ограниченных условиях.

 

Его несложная конструкция, небольшие габариты позволяли свободно разворачиваться на шести метрах. Скорость мини-самосвал развивал до 34 км/час. Да, показатель скромный, однако для трактора – вполне себе рабочий. На «Dutra D R 50» установили 4-цилиндровый дизель «D 413», который мог похвастаться силой 60 «лошадей». На сто километров пути расход топлива составлял около 30 литров.

В качестве основы в самосвале «Dutra D R 50» использовалась сварная рама, к которой прикреплялись и корпус 4-ступенчатой коробки передач, и задний мост. Тормоза на колесах — барабанного типа с гидроприводом, а вот на рулевом механизме усилителя не было.

Рама Dutra DR 50

Но самое интересное в этом самосвале – принцип разгрузки. Изначально у «Dutra D R 50» не предусматривался подъемный гидроцилиндр. Под весом груза кузов просто опрокидывался! И если при загрузке было допущено превышение по весу, создавалась весьма небезопасная ситуация.

Саму грузовую платформу удерживал специальный замок-фиксатор. При разгрузке он открывался на расстоянии: водитель выходил из кабины, дергал за веревку и спешно удалялся на безопасное расстояние. Почему так? Нередки были случаи, когда «Думпер» опрокидывался, поэтому соблюдать технику безопасности на этой машине следовало неукоснительно.

Самосвал Dutra DR 50

В связи с этим «Dutra DR 50» не смогла завоевать популярность у советских водителей. И это даже несмотря на то, что вначале 60-х самосвал снабдили гидроподъемным кузовом, а чуть позже и цельнометаллической кабиной. Общее число таких машин, ввезенных в СССР было не более шести тысяч, что наглядно показывает «успех» марки на просторах Союза.

Также вашему вниманию предлагаем небольшой видеообзор о венгерском самосвале Dutra DR 50.

Ссылка на основную публикацию