Во времена Советского Союза автомобильная промышленность была в большей степени сосредоточена на выпуске грузовой техники, повсеместные стройплощадки требовали большого числа технических средств. Так, на всесоюзных стройках страны можно было встретить самые разнообразные транспортные средства.
Основной костяк составляли такие марки, как: «КАМАЗ», «БелАЗ», «МАЗ», «ЗИЛ». Дружба с прочими социалистическими странами добавляла еще немного машин зарубежного производства, хороший пример тому марка «Татра» (о грузовиках TATRA читайте в наших статьях: Грузовик ТАТРА 111 — лучший работник Севера по версии СССР, Экскурсия по заводу «Татра» во времена выпуска первых моделей, Грузовики TATRA в стране Поднебесной, Чешские грузовики Tatra» снова возвращаются в Словакию).
Но была среди этого калейдоскопа один интересный грузовик, под заводским наименованием «Dutra D R 50». Его разработкой в 1956 г. занимался «Будапештский тракторный завод». Название грузовика представляет собой сочетание двух слов «dumper» (самосвал) и «tractor» (трактор). К слову, позже в народ так и ушло название «думпер». Фактически это был самосвал компактных размеров, который рассчитан на работу в ограниченных условиях.
Его несложная конструкция, небольшие габариты позволяли свободно разворачиваться на шести метрах. Скорость мини-самосвал развивал до 34 км/час. Да, показатель скромный, однако для трактора – вполне себе рабочий. На «Dutra D R 50» установили 4-цилиндровый дизель «D 413», который мог похвастаться силой 60 «лошадей». На сто километров пути расход топлива составлял около 30 литров.
В качестве основы в самосвале «Dutra D R 50» использовалась сварная рама, к которой прикреплялись и корпус 4-ступенчатой коробки передач, и задний мост. Тормоза на колесах — барабанного типа с гидроприводом, а вот на рулевом механизме усилителя не было.
Но самое интересное в этом самосвале – принцип разгрузки. Изначально у «Dutra D R 50» не предусматривался подъемный гидроцилиндр. Под весом груза кузов просто опрокидывался! И если при загрузке было допущено превышение по весу, создавалась весьма небезопасная ситуация.
Саму грузовую платформу удерживал специальный замок-фиксатор. При разгрузке он открывался на расстоянии: водитель выходил из кабины, дергал за веревку и спешно удалялся на безопасное расстояние. Почему так? Нередки были случаи, когда «Думпер» опрокидывался, поэтому соблюдать технику безопасности на этой машине следовало неукоснительно.
В связи с этим «Dutra DR 50» не смогла завоевать популярность у советских водителей. И это даже несмотря на то, что вначале 60-х самосвал снабдили гидроподъемным кузовом, а чуть позже и цельнометаллической кабиной. Общее число таких машин, ввезенных в СССР было не более шести тысяч, что наглядно показывает «успех» марки на просторах Союза.
Также вашему вниманию предлагаем небольшой видеообзор о венгерском самосвале Dutra DR 50.