Не удивительно и вполне предсказуемо: китайские грузовики значительно потеснили европейские марки на российских просторах.
Так, сравнивая показатели июня и начала июля 2022 года, доля китайских моделей возросла на 13%.
По аналитическим прогнозам определенно в плюсе к концу года останутся корейские машины, вероятно отвоевав часть потребительского рынка у российской стороны. В свою очередь, «КАМАЗ» настроен весьма оптимистично и сообщает, что не сдает свои позиции в нише тяжелых грузовиков.
Сегодня ситуация с грузовиками от 3,5 тонн складывается следующим образом: доля китайских автомобилей в каждой неделей неуклонно возрастает и, упомянутые выше 13% это далеко не предел.
А вот российская техника потихоньку сдает свои позиции, по данным на июль 2022 – пока только на 10%.
В настоящий момент российским лидером называют концерн «КАМАЗ». А вот взамен таким маркам как «Вольво» и «Скания» пришел «Shacman» (Китай). По сравнению с февралем 2022 он смог реализовать свыше 950 грузовиков. Аналогичные тенденции отмечаются и у производителя «Howo», чьи продажи с февраля неуклонно растут.
На фоне постепенного исчезновения европейских грузовиков, китайцы пользуются моментом и не упускают случая извлечь свою выгоду из происходящей ситуации. Сложная экономическая ситуация, вводимые санкции, все это привело к остановке поставок грузовиков в Россию.
Тягачи и самосвалы оказались под запретом, а европейская «семерка» потеряла солидный рынок сбыта для своей продукции. Статистические данные прошлого года показывают, что ее доля снизилась с практически 42% до 33%. Но реальность может оказаться намного суровее.
В 2021 году многие страны ощутили существенную нехватку грузовиков, а также запасных частей к ним. Те машины, которые производились на территории России, в Европу уже не поставлялись. По крайней мере, данных по реализации готовой продукции представлено не было, либо имели место единичные поставки.
В текущем году, по данным «Eurostat», число новых ввозимых грузовиков из Европы равно нулю.
А количество машин (до 20 тонн), предназначенное для перевозки грузов, буквально обрушилось в период с февраля по март, пережив резкий спад.
Зато китайские производители увидели практически двойной рост в продажах своих грузовиков.
В 2022 году «КАМАЗ» стал больше ориентироваться на сегмент тяжелой техники, способной поднимать более 14 тонн. Но говорить о значительном росте в этом секторе пока не приходится.
Общая оценка рынка грузовых автомобилей за первое полугодие 2022 такова: по сравнению с прошлым годом падение составило около 19%.
«КАМАЗ» и его грузовики
Сегодня наибольший спрос присутствует в секторе самосвальной техники. А вот магистральные тягачи, по данным от «КАМАЗ» потеряли в реализации порядка 45%. На заводе полагают, что не следует пугаться такой значительной цифры, поскольку для кризисного периода такое явление вполне типично.
Магистральный тягач – машина весьма недешевая, поэтому их и не спешат покупать. Опять же нынешняя ситуация с закрытыми границами и перестройкой существующих логистических путей способствует падению спроса на магистральники.
По словам руководителя проектов «SBS Consulting», Д. Бабанского китайские производители весьма неплохо представлены во всех сегментах, в том числе и среди сектора тяжелых грузовиков.
Это вынуждает отечественные компании подстраиваться под обновлённые условия, особенно это касается завода «КАМАЗ». По прогнозам, к концу 2022 года может сложиться такая ситуация, китайских машин станет даже больше, чем было «европейцев» пару лет назад. Но пока для описания российского рынка грузовиков скорее подошел бы термин «стагнация».