Платон, Платон – выйди вон!

Содержание

Новый год наступил, и, уже традиционным «подарком» для большинства граждан станет увеличение цен. Такая тенденция наблюдается из года в год, поэтому и наступивший 2022 год не будет исключением. В связи с этим не остался в стороне и знаменитый собиратель денег, «Платон», который пообещал аж 3% роста тарифов.

Водители-дальнобойщики в ожидании, некоторые даже готовы митинговать,  компании-перевозчики уже подсчитывают теоретические расходы, а расплачиваться за все, по итогу, будут конечные потребители. Кто является инициатором таких новогодних сюрпризов для граждан всей страны и чего стоит ожидать дальше, давайте разбираться.

Система Платон

Сырая инициатива

Всем известный «Российский Союз промышленников и предпринимателей» (РСПП) на заседании Госсовета 19 октября 2021 года выдал инициативу о том, что стоит уделить пристальное внимание региональным дорогам. Действительно, ведь все федеральные трассы в России уже в абсолютном порядке и достроены в полном объеме.

Один вопрос «решили», время приниматься за другой. И глава союза озвучил предложение о внедрении оплаты региональных дорог, обосновав это так: с целью избежать лишних трат, транспортники активно использую трассы регионов, чем активно наносят им непоправимый урон. Фактически разбивают и ломают!

Что примечательно, по словам А. Шохина, главы РСПП, такое предложение последовало от ряда российских субъектов, которым стало в тягость бесконечное движение большегрузов на своих дорогах. Однако надо понимать, что и с их стороны потребуется ряд действий, а точнее: содержать дороги в хорошем состоянии, предлагать альтернативные пути проезда и, самое интересное, установление объективных тарифов за проезд.

Кем будет контролироваться, и соблюдаться объективность – не уточняется. Вот уж точно, и смех, и грех. И теперь уже совсем не понятно, точно ли глава союза А.Н. Шохин представляет интересы предпринимателей? Ведь подобные нововведения однозначно повлияют на финальную стоимость услуг и сильно ударят по карману, как перевозчиков, так и конечных потребителей.

Сейчас пока проезд остается бесплатным, но в первую очередь в опасное положение попадают дороги, протяженностью до 500 км. Такие транспортные артерии могут охватывать весь регион, а также соседние области. И подобные маршруты – наиболее популярны среди перевозчиков.

Установление платы на них непременно вызовет волну негодования со стороны транспортников. Возьмем для примера региональную трассу Новосибирск-Кемерово, протяженностью 260 км. Федеральный тариф оплаты проезда с грузовиков «Платон» с 01 февраля 2021 года проиндексирован на 14 копеек и составляет сейчас 2,34 рубля за километр.

Получается, что за проезд под данному пути нужно будет заплатить 608,4 рублей. Покажется, сумма не слишком большая. Но если учитывать, что многие маршруты проходят в направлении «туда-обратно» и передвигаться приходится довольно часто, в итоге такие поездки влетят частному водителю и компании-перевозчику в копеечку.

В чуть меньшей степени, но все равно увеличатся цены на более продолжительные маршруты. Во многих случаях дублирующие дороги для федеральных трасс присутствуют не везде. По словам генерального директора транспортной компании «ПЭК», Д.В. Иевлева региональные трассы нельзя назвать дублерами федеральных и заявления о том, что водители уходят от оплаты, пользуясь исключительно дорогами регионов, крайне некорректно.

Кому платим, господа?

Имена собственников «Платона» вполне несложно найти во всемирной сети. Официальные данные говорят следующее: оператором системы по взиманию платы является «РТ-Инвест Транспортные системы». Только вот этой компании принадлежит только половина компании. Остальные проценты поделили между собой Игорь Ротенберг (23,5%), Андрей Шипелов (19%) и Антон Замков (7,5%).

Поинтересуемся, а в чьих же руках доля «РТ-Инвеста»? Первые же строки поисковика сообщают, что «РТ-инвест» — это российский инвестиционный фонд. Создан в 2012 году при участии госкорпорации «Ростех». Владельцами компании являются «Ростех» (25,01% акций) и ООО «Царицын капитал» (74,99% акций), владельцами которого значатся Андрей Шипелов и Вадим Агафонов.

И все получается как в сказке: бабка за дедку, а дедка – за репку. Тянут потянут и потом выдают подобные инициативы. Причем еще пару лет назад уже предпринималась попытка внедрить «Платон» на региональные дороги, только тогда министр транспорта выдал отрицательное решение. Но все идет, все изменяется.

И сегодня дополнительные расходы могут охватить массу транспортных компаний. Кто-то окажется к ним не готов и будет вынужден уйти с рынка, кто-то будет маскировать номера машин и пытаться обойти систему. В любом варианте перспективы не очень радуют.

Вот и получается, что инициатива, высказанная главой РСПП, сырая и непроработанная. Далеко не все участники смогли высказать свои мнения, предложения. Стремление без разбора внедрять «Платон» на всех дорогах страны едва ли будет благоприятно встречено транспортными компаниями. А все навязанное в одностороннем порядке неизбежно приведет к противостоянию и неприятию новых перемен.

Опять же, следует уточнить, а точно ли все российские дороги в отличном состоянии, чтобы становиться платными? Еще остается открытым вопрос о самих ставках и их размерах: если передать эти полномочия в регионы, не будет ли это благодатной почвой для неоправданного завышения тарифов. Каким образом будут формироваться фиксированные ставки и для всех ли регионов они будут одинаковы?

Кто и как сможет это проконтролировать – на сегодняшний день понимания нет. И пока, к сожалению, большинство вопросов по использованию «Платона» остаются без ответа.

Ссылка на основную публикацию