Когда мы слышим сочетание «советский грузовик», на ум приходят одни из самых известных названий: «ГАЗ», «ЗИЛ», «МАЗ», немногим позже к ним присоединится и «КАМАЗ». В солидной истории советского машиностроения было немало изобретений и новинок, которые удивляли в хорошем смысле, среди них был и грузовик, появившийся изначально под именем «ЯАЗ 200». Но более популярным он стал несколько лет спустя уже под названием «МАЗ 200».
История грузовиков «МАЗ 200» началась в далеком 1943 году, когда вовсю гремела Великая Отечественная война, а в стране остро не хватало универсального грузовика большой тяговой силы. В этих непростых условиях Ярославский завод был озадачен таким распоряжением от властей, но в силу различных обстоятельств в полном объеме на предприятии смогли взяться за разработку новой машины лишь год спустя.
Промедление в таком деле, да еще в военное время, было чревато для всех сотрудников предприятия, поэтому после визита вышестоящего руководства всем стало понятно: срок, чтобы представить полностью готовый грузовик, был дан до начала 1945 года и не днем позже. В итоге самый первый, проектный образец (ОП) был собран практически вручную.
Форма кабины очень напоминала тогдашнего американца «Mack L» 40-х гг. выпуска, двигатель был скопирован от «General Motors», а тяжелые дисковые колеса новому грузовику достались в наследство от «Mercedes L 4500». На все про все ушло 5 месяцев усиленной работы, и уже к концу 1944 года новый грузовой автомобиль был готов. Далее следовали тестовые пробеги, а еще через шесть месяцев машину уже представляли вниманию самого правительства под названием «ЯАЗ 200».
По итогам этих смотрин конструкцию «ЯАЗ 200» утвердили, и завод получил указание выпустить 25000 таких машин. Заказ от государства, несомненно, замечательный, если не вспомнить, о каких годах тогда шла речь. В послевоенное время стояла острая нехватка буквально каждой детали. Именно тогда стальная кабина грузовика отошла на второй план, а взамен ей пришла деревянная, оббитая тонкими листами железа.
До 1952 года «Ярославский завод» еще как-то пытался справляться хотя бы с частичной сборкой новых грузовиков, но силы уже были на исходе. На тот момент большую производительность смог показать «Минский автомобильный завод», куда вскоре были переданы все чертежи и документы по «ЯАЗ 200». Парадоксально, но факт: грузовик обрел свою популярность именно под маркой «МАЗ 200», где был налажен его серийный выпуск до 1965 года.
Технические характеристики: капотный грузовик, в кабине которого могло разместиться до 3 человек; масса — 6500 кг, грузоподъёмность — 7000 кг, колёсная формула 4х2. Двигатель – дизельный, 165 л.с., со временем заменен на более мощный.
Колесная база — 4,52 м. Подвеска у «МАЗ 200» была полуэллиптической. Грузовик отличался плавным ходом и отсутствием рывков при смене передач.
Грузовик «МАЗ 200» активно использовался для нужд народного хозяйства вплоть до начала 1980-х годов. Число выпущенных автомобилей составило около 230 тысяч экземпляров.
Еще об одном популярном и любимом грузовике советских водителей читайте в нашем материале: Любимец дальнобойщиков СССР: «МАЗ 500».
В дополнение к нашей статье предлагаем вниманию несколько видеообзоров, посвященных советскому грузовику МАЗ-200.