Осень 2022 года: переходим на новые тахографы

В конце декабря 2021  завершилось публичное рассмотрение новых изменений, которые должны войти в приказ Министерства транспорта Российской Федерации № 440 «Об утверждении требований к тахографам» (от 28.10.2020 г.).  Данная инициатива опубликована на Портале проектов по обсуждению нормативных правовых актов, ознакомиться с текстом может каждый желающий.

Тахограф

Речь идет о том, что с осени 2022 года в России начнется постепенный переход на использование он-лайн тахографов.

Для справки: тахограф — это устройство, которое устанавливается в транспортное средство, пристально следит за тем, чтобы водитель грузового автомобиля не нарушал режим труда и отдыха, а также не превышал скорость. А еще передает все записанные данные в систему сбора информации государственной автоматизированной информационной системы тахографического контроля (ГАИСТК) под названием «Тахографический контроль».

Следует отметить, что установка нового типа тахографов – дело добровольное и в любом случае сначала последует пробный период, когда все данные о нарушениях не будут передаваться в надзорные органы.

Логично предположить, что и штрафов можно не опасаться, однако это будет явление временное. По истечении тестового периода прибор начнет работу в штатном режиме.  При этом нет необходимости в срочном порядке отправлять уже установленный прибор под замену.

Он-лайн тахограф можно будет установить в момент, когда у предыдущего подойдет к концу срок действия.

В планах Минтранса сегодня — подготовка необходимых изменений для Кодекса об административных правонарушениях, поскольку и привлекать к ответственности в дальнейшем нужно с опорой на закон.

Кроме того, уточняются и требования к тахографам нового типа. Существующий СКЗИ (средство криптографической защиты информации) — это крипто процессор, который осуществляет кодировку данных тахографа и ведет их запись.

Такой процессор монтируется в корпусе тахографа, после чего на сам прибор устанавливается пломба. Сведения об установленном СКЗИ вносят в паспорт тахографа и, конечно же, он должен быть в исправном состоянии.

Тахограф с таким блоком должен быть установлен исключительно на одном транспортном средстве и подлежит обязательной замене один раз в три года. Такой срок связан с тем, что место для хранения информации ограничено, а без должного обновления тахограф просто будет заблокирован.

При активации СКЗИ в систему заносятся данные о собственнике и транспортном средстве. А при последующей передаче всех данных они подтверждаются электронной подписью. Так, записанные прибором сведения, имеют юридическое значение.

В случае повреждения блока, например в момент ДТП, прибор нужно будет заменить. Но делать это следует исключительно в аккредитованных организациях, которые могут предоставить действующую лицензию и гарантию на такой вид работ.

Помимо этих уточнений, в планах – исключить пункт об обязательном наличии в автомобиле инструкции по эксплуатации к тахографу. Казалось бы, такая незначительная деталь, но ее отсутствие дает хороший повод к наложению штрафа.

Кроме этого, несколько расширился перечень транспортных средств, для которых установка тахографа не является обязательной: ТС для аварийно-спасательных служб и полиции; специально оборудованные машины для перевозки живых животных, пчел; передвижные библиотеки и автосцены, а также для техники, которая не выезжает за пределы границ конкретного предприятия, не работает на дорогах общественного пользования.

Тахограф

Само тестирование тахографов нового типа было начато еще летом 2020 года. Изначально в пробных запусках принимал участие пассажирский транспорт, позже подключились и грузовые автомобили.

Эксперимент проводился не только в столице, но и таких крупных городах как Пермь, Казань, Екатеринбург, Белгород, Нижний Новгород, Липецк, Самара, Череповец, Кемерово, Омск и др.

По словам заместителя генерального директора «Росавтотранс» Р.Н. Лужецкого использование новых тахографов увеличит уровень безопасности на дороге. Поскольку каждый водитель будет понимать, что даже при отсутствии камер или инспектора на дороге о его нарушении все равно станет известно. И, таким образом, лишний раз воздержится от необдуманного маневра или дополнительной работы сверх норматива.

Основной целью использования онлайн-тахографов называют автоматизированную обработку данных, контроль соблюдения  режима труда и отдыха для водителя и, тем самым, снижение нагрузки на дорожных инспекторов. Будет ли все так гладко работать на практике – время покажет.

Ссылка на основную публикацию