Ситуация конца февраля 2022 года очень сильно повлияла на все сферы бизнеса. Особенно в шаткое положение попал сектор автомобильных грузоперевозок. Границы между государствами оказались закрыты, а внутрироссийский рынок фиксировал существенное снижение спроса на транспортировку товаров в пределах страны.
На время все стихло, но к лету наметилось оживление, в том числе и на рынке международных грузоперевозок. Однако, за этой активностью последовали и цены, которые также не стоят на месте.
Сектор внутренних грузоперевозок
В 3 квартале 2022 года число грузоперевозок по РФ увеличилось на 24%. Год назад в этот же период статистика показывала прибавку аж в 26%.
Если сравнивать показатели текущего года за 2 и 3 кварталы, то складывается следующая картина:
Рост числа заявок на перевозки (в сравнении со 2 кв. 2022 года, %) | Регион, где отмечен наибольший спрос на транспортировку грузов |
211 | Карачаево-Черкесская Республика |
132 | Амурская область |
97 | Астраханская область |
92 | Рязанская область |
83 | Тульская область |
По пунктам назначения географический разброс во 2 квартале был не настолько большим. В лидеры вышли несколько южных регионов, а именно: Кабардино-Балкария с прибавкой в 72%, Республика Адыгея и ее 63%, а также Республика Дагестан, который всего один процент не дотянул до цифры 60.
Значительный спад произошел в Калининградской области, более 40%. Но такое положение вещей объясняется довольно просто: сегодня грузы в эту область идут на паромах, движение автомобильного транспорта крайне затруднено.
Но, как известно: спрос рождает предложение, а также тянет за собой увеличение стоимости услуг. Так, если рассматривать ценовые изменения за последние 3 месяца, то получается, что увеличение составило 12 с лишним процентов. Данные приведены на 25 октября 2022 года.
К середине октября 2022 транспортировка грузов в закрытом кузове из столицы в Санкт-Петербург успела за 3 месяца вырасти в цене почти на 15%. В годовом выражении эта прибавка составляет 35,6%. А вот движение грузов из Санкт-Петербурга подросло всего на 9,5 % и это за все три месяца. Зато общая цифра за год скорее ушла в минус и показала спад на более чем 20%.
Но есть и те области, где сохраняется положительная динамика. Так, перевозки из Пермского Края в сторону Удмуртии (Воткинск) в закрытых фурах увеличились в цене в 2 раза (за год). Рефрижераторы чаще идут из Краснодарского края в сторону Московской области (Домодедово), их прибавка доходит до 70%. А в открытых кузовных перевозках лидирует направление Пермского Края: Березники — Пермь, с ростом на 35%.
Сектор международных перевозок
В секторе международных автомобильных перевозок сегодня присутствуют разноплановые веяния. В целом, по показателям 3 квартала, можно отметить спад транспортировки грузов из России (-22%), а импорт, напротив, показал рост аж на 135%.
В экспортной сфере, если сравнивать данные за 2 и 3 кварталы, произошла переориентировка на государства Средней Азии. Грузовые автомобили активно поехали в Узбекистан и показали увеличение на 24%, направление в сторону Таджикистана прибавило 18%.
А вот республика Казахстан показал очень скромные результаты, в его направлении рост автомобильных грузоперевозок составил всего 4 процента. Введенные ограничения на автомобильные перевозки со стороны Европы логично показывают снижение числа доставки грузов в этом направлении.
Также оказался значительным рост автомобильных грузоперевозок в направлении Грузии и Армении. Их показатели, в сравнении с предыдущим годом, существенно подросли: на 100 и 104 процента соответственно. Не осталось в стороне и турецкое направление. Число грузоперевозок автотранспортом в этом году возросло на 148%.
В обратном направлении ситуация также стабильно вошла в стадию роста. Перевозка груза из Белоруссии сегодня – наиболее популярна и показывает прирост в 93%. Грузы с армянских высот в своих показателях увеличились на 78%, немного отстают Грузия и Турция – по 44% на каждое государство. А на транспортировку со стороны КНР спрос увеличился на 53%.
Тенденции сегодняшнего дня в сфере автомобильных грузоперевозок
По словам руководителя и основателя одной из бирж грузоперевозок Вильде С.В. внутрироссийские перевозки уже стабилизировались к первому летнему месяцу. Далее они также показывали стабильный рост. Импортные перевозки также взлетели вверх по показателям.
Начиная с весны, многие логистические коридоры пришлось скорректировать, однако даже это не помешало зарубежным направлениям набрать 135 процентов роста.
Сегодня лидерами импортных перевозок являются Армения и Турция.
Как ситуация сложится далее – будем наблюдать.