На российском рынке грузовиков заметный подъем: с начала года рост продаж составил свыше 20 процентов. По-прежнему первые строчки занимает марка «КАМАЗ», однако его доля потеряла существенную часть и сегодня не превышает 25 процентов.
Что примечательно, среди первой пятерки, помимо «КАМАЗа», грузовые автомобили китайского производства. По словам автодилеров, реализация грузовиков из Китая идет активно, при этом все складские запасы по предыдущим ценам уже забронированы.
Сегодня российские грузовики имеют преимущество в стоимости, но при нынешних темпах выпуска своей продукции, автопромышленность России не может удовлетворить все 100% клиентских запросов.
«Автостат» располагает следующей статистикой: за 1 квартал 2023 реализация грузовых автомобилей в России увеличилась до 26, 7 тысяч, что составляет около 21 %. Лидирует, как уже было упомянуто, «КАМАЗ». Однако еще год назад его доля достигала порядка 40,5 процента. И там, где «КАМАЗ» теряет свои позиции, свободную нишу мгновенно спешит занять китайский автопром.
Еще год назад марки «Sitrak» не было даже в списке продаваемых автомобилей, но уже сегодня ее доля в продажах составляет чуть более 15%. С показателем в 13,5 процентов работает «Shacman», около 9% — у марки «FAW», около 7% — «HOWO».
Если сравнивать нынешнюю ситуацию с концом прошлого года, то спрос на новые грузовые автомобили увеличился на 2,4 процента, тогда как интерес к подержанным машинам показал рост на 5,2 %. Стоимость таких грузовиков, в среднем, составила 1,7 миллиона рублей, а вот за новую рабочую лошадку придется отдать уже порядка 9 миллионов рублей.
И если уж брать новый грузовой автомобиль, тут все больший интерес вызывают марки из Китая. Их общая доля в продажах только за 1 квартал текущего года составила около 44,5%.
Руководитель «АвтоСпецЦентр» в г. Москва, И. Молчанов, прокомментировал данную ситуацию так: «Новогодние праздники, по традиции, снизили спрос со стороны клиентов. А учитывая, что сейчас основным партнером для России в области автопрома является Китай, мы были вынуждены учитывать и их календарные праздники.
В итоге, отгрузки по сделкам, оформленным еще в конце прошлого года, удалось осуществить лишь в первые три месяца 2023 года. И на фоне увеличения курса валюты юань, многие спешат приобрести грузовики еще по старым ценам. Наиболее популярны магистральники с формулой 4х2, также высок спрос на самосвалы 8х4 и 6х4, это связанно с сезонными, в т.ч. строительными работами».
На сайте «Авито Авто» тоже отмечают спрос на самосвальную технику. Статистика запросов от пользователей такова: 12% у марки «Shacman Х 3000», средняя цена которого составляет примерно в 9,5 миллионов рублей. «КАМАЗ» уверенно держит свои позиции по маркам «43118» и «65115». Так, «КАМАЗ 43118» по стоимости составил чуть более 10 миллионов рублей, цена для марки «КАМАЗ 65115» ниже – 8, 7 миллионов рублей.
Кроме нее, в сфере интересов российских покупателей марки «FAW CA 3310» по цене 8,3 миллиона рублей в среднем, а также «Howo T5G (8х4)», его стоимость – 9,7 миллиона рублей. Также не снижается спрос на тягачи «Sitrak C7H» и самосвалы «Howo HW 76».
Если рассматривать рынок самосвальной техники, то здесь Китай уже успел занять около 80% доли всего рынка, среди «седельников» китайская доля – чуть более 64%, а в секторе строительной техники доля производителей из Китая приближается к 59 процентам. Такие данные были озвучены маркетинговым агентством «НАПИ» по итогам первых двух месяцев 2023 года.
Лизинговая компания «ЕвроПлан» сообщила следующую информацию: «Если сравнивать первый квартал прошлого и текущего года, то здесь спрос на подержанные грузовики вырос на 55%, тогда как интерес к новой технике увеличился лишь на 21%. И это при том, что государство анонсировало новую программу для льготной покупки новых грузовых автомобилей.
Пока «КАМАЗ» в лидерах, но китайские производители уже активно его догоняют». На сегодняшний день Правительство ведет активное обсуждение вопроса о повторном запуске программы льготного лизинга для грузовых автомобилей».
Руководитель завода по производству техники для коммунальных служб (ООО «Завод КДМ»), О. Соловьева, комментирует текущую ситуацию так: «Уже с первого квартала стартует сезон строительных работ и спрос на грузовые автомобили резко возрастает.
В случае нашей компании увеличение продаж техники на базе российского и китайского шасси составило около 20%. В регионах сейчас идет строительство новых дорог, кроме того, не забывайте, что европейские марки уже ушли с нашего рынка. Свыше 50% шасси, на которых выпускается наша продукция, принадлежит «КАМАЗу», на втором месте (28%) – у марки «МАЗ» и примерно 17% — за китайскими брендами.
Пока в листе заказов пальму первенства удерживает «МАЗ», как будут развиваться события далее – предсказать сложно.»
И. Молчанов: «Сегодня нет затруднений в поставке иностранных автомобилей, вопрос заключается лишь в сроках».
По информации от «Коммерсанта» доля российских марок сокращается по причине ее худшей доступности для клиентов. Кроме того, в «КАМАЗе» отметили, что текущая статистика реализации собственной продукции не учитывает поставки в адрес федеральных заказчиков, а также на новые российские территории.