Цемент – строительный материал, широко применяющийся в строительстве и ремонтных работах. Его приобретают крупные строительные фирмы, небольшие подрядчики, обычные люди. При перевозке цемента от производителя к торговым точкам и конечным потребителям есть нюансы, обусловленные следующими физическими свойствами товара:
- текучесть склонность к распылению в сухом состоянии;
- большая гигроскопичность;
- цементная пыль вредна для людей и окружающей среды.
Для сохранности цемента в состоянии, необходимом для строительных работ, транспортировка цемента автомобильным транспортом должна производиться по правилам, регламентированным в ст.19 Общих правил перевозки грузов автомобильным транспортом.
Правила загрузки цемента
При погрузке цемента, для сохранности его эксплуатационных свойств, необходимо обеспечить следующие условия.
- Герметизация (при попадании влаги материал превращается в камень) груза обеспечивается использованием крытых автомобилей и непромокаемых вкладышей.
- Фасованный цемент при погрузке укладывают штабелями в шахматном порядке на поддоны автоматизированным, механизированным или с применением физического труда грузчиков. Перед погрузкой нужно убедиться, что автомобиль чистый и сухой.
- Нефасованный материал перевозят россыпью, для этих целей используют специально оборудованные автомобили, цементовозы. Погрузка может осуществляться самотеком или через специальный шланг, перекачивая цемент с помощью нагнетения воздуха компрессором в цистерну.
При загрузке фасованного материала сверка загруженного товара производится по документам по количеству мест, указанных в товарно-транспортных накладных. При загрузке цемента насыпью, погрузка осуществляется грузоотправителем, затем люки емкости пломбируются в его присутствии. Открытие осуществляется в присутствии грузополучателя при разгрузке.
Плюсы и минусы способов перевозки: в МКР, бумажных мешках, бестарным способом
Перевозка цемента производится тарным и бестарным способом. Тарный способ применяют для фасованного материала, когда осуществляется перевозка сухого цемента. Применяют фасовку в бумажные мешки и МКР. Ниже рассматриваются плюсы и минусы каждого способа транспортировки.
Перевозка в МКР
МКР — мягкие полиэтиленовые контейнеры. Такой вид упаковки имеет следующие достоинства:
- надежен и прочен;
- позволяет хранить материал продолжительное время без потери свойств;
- защищает стройматериал от негативных факторов, способных ухудшить его качество;
- позволяет перевозку любым видом транспорта.
Минусами использования данного вида упаковки является:
- крупная фасовка, в основном, 1,5 – 2 тонны;
- риск повреждения упаковки при тесном контакте с острыми механизмами или предметами;
- высокая стоимость.
Транспортировка в бумажных мешках
Использование бумажных мешков из специальной плотной крафт-бумаги более популярно и распространено. Прочность крафт-бумаги достигается многослойностью бумажного полотна, полученный материал отличается плотностью. Плюсы использования данного вида упаковки:
- разнообразие фасовки, востребованное покупателями (от 5 кг до 1,5 тонн);
- более низкая цена, чем при использовании МКР;
- многообразие способов погрузо-разгрузочных работ (от человеческого ресурса до механизированной работы);
- возможна транспортировка любого количества груза по заявке заказчика;
- возможность транспортировки любым видом транспорта, без повышенных требований к автомобилю, достаточно чистого и сухого кузова с тентом для защиты от влаги.
Но в такой упаковке стройматериала существуют минусы:
- повышенные требования к защите от влаги (бумага все-таки подвержена намоканию, попадание влаги в цемент способно испортить товар);
- при долгом хранении в упаковке способен потерять эксплуатационные качества;
- цена фасованного товара выше, чем нефасованного.
Бестарное перемещение
Бестарный способ транспортировки стройматериала или, как по-другому еще его называют, перевозка цемента навалом, применяется при перемещении больших объемов товара.
Плюсы такого способа:
- экономия на упаковке позволяет значительно уменьшить цену цемента для покупателя;
- исключаются потери товара в результате выветриваемости;
- нет зависимости от погодных условий;
- защита окружающей среды от цементной пыли.
Минусы:
- экономичность оправданна только при закупке крупного объема товара;
- необходимость использования специализированного автомобиля, оснащенного необходимым оборудованием для погрузо-разгрузочных работ.
Типы цементовозов
Для транспортировки цемента бестарным способом применяются автомобили-цементовозы, обеспечивающие безопасную перевозку данного товара. Перевозка цемента цементовозами осуществляется с помощью специально оборудованных цистерн из стали или алюминия. В цистернах сверху оборудованы люки для загрузки (от 2 до 8 штук). Все цементовозы делятся по грузоподъемности на:
- легкие ( перевозят 3-7 тонн);
- средние (7-12 тонн);
- тяжелые (свыше 12 тонн).
По типу загрузки спецмашины бывают самозагружающиеся и не самозагружающиеся.
А по типу сцепления цистерны и шасси:
- полуприцепы-цистерны;
- прицепы-цементовозы;
- автомобильные цистерны.
В последнем варианте емкость для стройматериала присоединяется непосредственно на шасси машины.
Правила выгрузки цемента
Разгрузка цемента из автомобиля-цементовоза должна производиться на площадке с твердым покрытием. Емкость для приема стройматериала устанавливается на уровне, приемлемом для разгрузки с помощью пневматического оборудования.
Приемные отверстия должны совпадать с диаметром соединительных шлангов цементовозов и иметь герметичные крышки.
Запрещается закреплять соединительные шланги подручными способами (веревками, проволокой и т.д.)
При пневматической разгрузке цемента достигается полное освобождение емкости автомобиля без потерь и распыления материала.
Выбирать способ доставки цемента к конечному потребителю должен заказчик услуги. Современные транспортные компании перевезут стройматериал к месту проведения работ быстро, в сохранности, без ухудшения качества товара.