Европейские грузовики: на что менять будем?

Содержание

Недавний уход из России знаменитых зарубежных марок грузовых автомобилей не мог остаться незамеченным. С оттоком техники выяснилось, что российский рынок грузовиков не может удовлетворить потребности большей части потребителей. И на данный момент производители пытаются найти какой-нибудь выход из сложившегося положения.

«Большая семерка» ушла, японцы – думают.

Такой санкционный пакет стал, фактически, ударом ниже пояса для экономики РФ. Европейские страны, а также Соединенные Штаты и Канада объявили о том, что они больше не будут поставлять на территорию России  грузовики, массой более девяти тонн, а также  двигатели от 400 л.с.

Грузовики

Кроме того, была остановлена даже совместная деятельность, где зарубежные компании имели свою долю. Речь идет о автоконцернах «КАМАЗ» и «ГАЗ», которых санкции также не обошли стороной.

Стоит признать, что российский автопром достаточно плотно зависит от своих европейских партнеров и поставок запчастей из-за рубежа. Только в 2021 году на их долю приходилось около 25% от всего рынка грузовых автомобилей.

Поэтому быстро перейти на исключительно российские компоненты, по понятным причинам, не удалось. Но такие жесткие действия со стороны стран Европы дали толчок местным автопроизводителям, чтобы начать искать иные варианты в сложившейся ситуации.

Давайте же вспомним, какие машины попали под запрет в связи с санкциями? Этот список составляют не только грузовые автомобили, но еще и специальная (в т.ч. и пожарная) техника.

В листе запрещенных к экспорту: бульдозеры, экскаваторы, тракторы и бетономешалки, машины для коммунальных служб, прицепы сельскохозяйственного назначения, передвижные мастерские, а также техника, работающая на погрузочно-разгрузочных площадках морских портов, аэропортов, складских терминалов. Также запрет коснулся дизельных грузовых автомобилей, массой 5-10 тонн.

По статистическим данным главным российским предприятием по выпуску грузовиков можно считать «КАМАЗ». На его долю пришлось свыше 36000 проданных автомобилей. «Большая семерка» из Европы по своим показателям до «КАМАЗа» не дотянула.

Но обратите внимание, какое разнообразие:  шведская «Scania» реализовала более 7 тыс. автомобилей, на втором месте среди европейцев идет «Volvo», около 6 тыс. грузовиков. Третье место занимает немец «MAN» и его проданные 4,8 тыс. единиц техники. Немного отстал от него «Mercedes-Benz», показав реализацию 4,5 тыс. машин. А у голландского «DAF» цифра оказалась ровно вполовину меньше – лишь 2,3 тыс. грузовиков. Замыкают статистические данные производители «Renault» и «Iveco». Их показатели не дотянули даже до 1 тысячи автомобилей и составили: 831 и 567 шт.

На текущий год число грузовиков в российском автопарке составляет более 2,6 млн. штук. 27% среди них – марка «КАМАЗ», а вот европейские «Volvo», «Scania», «MAN» и «Mercedes-Benz» от общего парка составили не более 15%.

Кроме того, российские автозаводы уверяют, что располагают своей спецтехникой, аналогично той, что ранее поставлялась из Европы. «Как раз уход европейской техники из этого сегмента для потребителей будет малозаметен» — сообщил О. Афанасьев, официальный представитель концерна «КАМАЗ».

После того, как Евросоюз обнародовал свое решение по санкциям, вслед за ним последовала цепная реакция со стороны автопредприятий, которые в срочном порядке стали приостанавливать свою работу в России и вовсе уходить с наших рынков грузовых автомобилей.

Так, еще в конце февраля  компания «Daimler Truck AG» уведомила о своем решении руководство «КАМАЗ», что означало прекращение поставок запчастей, комплектующих для завода. Вслед за ними на подобные шаги решились «Scania» и «MAN».

Немного дольше думала компания «IVECO», которая только в июле решила покинуть Россию. Но здесь речь идет не только о приостановке деятельности, но и полном выходе из совместного бизнеса  «IVECO-АМТ» в городе Миасс. Конкретные причины такого решения  генеральный директор  компании «IVECO» не озвучивал, сообщил лишь то, что финансовый аспект здесь не имел решающего значения.

«Volvo Group» также пытается адаптироваться к новой реальности. Пока получается не очень. Предприятие в г. Калуга простаивает и, параллельно с этим, проводится сокращение сотрудников. Как «Volvo» планирует действовать дальше – пока сложно сказать.

Производители из Японии также в замешательстве, но еще пытаются проявлять восточную мудрость и дальновидность. «Hino Motors», производитель автобусов и грузовых автомобилей, дочерняя компания «Toyota», еще в начале сентября заявила о том, что отказывается запускать свое предприятие в Химках (Подмосковье).

«Isuzu Motors» пока не дали окончательного ответа. Но подчеркивают, что сегодня поставки необходимых деталей и узлов закрыты, нарушены логистические коридоры. Поэтому в компании не исключают возможность полной остановки работы на российской территории.

Грузовики

Магистральные тягачи Европы и России

Рынок седельных тягачей 2019-2020 гг.

Марка 2019 г. 2020 г.
SCANIA 3155 2329
VOLVO 2987 1716
MERCEDES-BENZ 2528 1826
DAF 2520 1454
MAN 2344 1408
IVECO 121 1
КАМАЗ + МАЗ 5382 9465
Всего: 20043 14413

Еще десять лет назад львиная доля в магистральных перевозках принадлежала европейским маркам. Транспортировка грузов между городами и странами с комфортом осуществлялся именно на такой технике.

Тогда как российский «КАМАЗ» занимал лишь малую долю этого рынка, около 2 процентов. Такое положение дел российское правительство не устраивало, и корпорации было предложено попробовать занять 25% рынка большегрузов. Но чем же можно было удивить потребителя?

На выручку пришло совместное партнерство с компанией «Daimler AG». А после – разработана модель «КАМАЗ 5490», так называемое поколение К4. Именно с ней отечественному «КАМАЗу» удалось выйти в лидеры по продажам грузовиков.

Не стоял на месте и белорусский «МАЗ». Так, в 2019 году совместно с «КАМАЗом» они занимали уже 26% рынка грузовых автомобилей, а уже через год эта доля увеличилась еще почти на 40%!

Но, с уходом европейских компаний, хлопот скорее прибавилось. Да, теперь конкурировать стало в разы проще, только вот с чем? На каждом предприятии есть определенные запасы как запчастей, так уже и готовой техники, но и они не бесконечны.

Продавая последние остатки еще европейских грузовиков со склада, предприятия спешно стремятся наладить свою работу уже без привязи к поставкам из-за рубежа. Возникает понятие «отложенного спроса», который в определенный момент начнет активно напоминать о себе.

Специалисты прогнозируют нехватку грузовых автомобилей в количестве 10-15 тысяч на ближайшую пару лет. Конечно, потребности можно было бы удовлетворить выпуском «КАМАЗа 54901» (К5), либо новыми моделями «МАЗа».

Но вот только в планах «КАМАЗа» выводить свой К5 не ранее 2023 года, а белорусские партнеры сами пострадали от санкций и сейчас пытаются в срочном порядке решать данный вопрос через своих китайских коллег. Да и те образцы техники, которые сейчас существуют, еще требуют доработки.

Если вспомнить про модель «КАМАЗ 5490» (К4), то тут ситуация еще более сложная. Большая часть грузовика изготовлена на основе «Mercedes-Benz  Axor», поэтому сегодня выпускать подобные новые модели не представляется возможным.

Кроме того, руководство «КАМАЗа» уже ранее заявляло о своих планах и о том, что модель К5 должна прийти на смену К4. В любом случае выпуск 5490 собирались сокращать, с его полной остановкой в течение пары лет. Но поскольку ситуация сменилась довольно резко, то К4 модель должна завершить свою историю уже в этом году.

Генеральный директор «КАМАЗа» сообщил: «Известно, что у «Mercedes» модель Axor уже снята с производства. И поставка запчастей в любом случае вызовет большие затруднения. Кроме того, нам не нужен вариант, когда за счет одной машины будут существовать другие, это ни к чему».  Это означает, что за этот год из тез компонентов, что остались на складе, соберут последние несколько К4 и на этом история К4 завершится.

Конечно, жаль, когда такой успешной истории приходит конец. «КАМАЗ 5490» смог существенно продвинуться на российском рынке. Многие полагают, что на предприятии вполне могли бы доработать данную модель и оставить ее в производстве.

Однако, по словам специалистов, 5490 рассматривалась как переходный вариант. Ее удалось быстро поставить на конвейер благодаря немецким компонентам от «Mercedes-Benz». В связи с чем на предприятии не стали менять текущее положение вещей и стремиться внедрить для К4 комплектующие только российского производства. Что впоследствии оказалось большой ошибкой.

А компонентов было на самом деле немало: панели для сборки кабины, двигатели ОМ457, мосты и это лишь небольшая часть. Еще до введения санкций налаженный график поставок позволил даже увеличить производство грузовиков. Но в дальнейших планах «КАМАЗа» предприятие не предусматривало локализацию К4, а делали ставку уже на проект К5, где процент российских разработок был куда выше.

Грузовики

Что получилось сделать своего, российского? Кабина, за основу которой взят каркас «Mercedes-Benz Actros», а также ее интерьер – российские. Штамповка панелей, двигатель «КАМАЗ 910», объемом 12 л., который способен развивать мощность 380-550 л.с. с крутящим моментом до 2540 Нм.

Однако на все сто процентов отойти от применения зарубежных компонентов не получилось. Если сравнивать «классику» — модель К3 и современную К5, то число деталей, которое было использовано при их сборке, различается практически в два раза!

Автомобильная промышленность сегодня не могла бы существовать без деловых связей вне своей страны. Даже самые успешные страны понимают экономическую нецелесообразность сосредотачивать весь процесс производства тех же запчастей только на своей территории.

По словам С. Когогина, генерального директора «КАМАЗ», полностью исключить зарубежную продукцию невозможно. Мы все встроены в глобальную экономическую систему и, по сути, зависим друг от друга. Поэтому если одна сторона вынуждена терпеть неудобства, это так или иначе может отразиться на экономике всех остальных стран. Что примечательно, сказано это было еще до начала военной операции на Украине.

Еще в начале 2022 года в планах «КАМАЗ» был выпуск свыше 8 тыс. грузовиков модели К5. Однако, после введения санкционный ограничений, выпуск «КАМАЗ 54901» встал под большим вопросом. Было решено отложить выпуск К5 на один год. За это время предполагается найти поставщиков, которые смогли бы предоставить на предприятие необходимые компоненты.

Какие запасные части актуальны в данное время? Это: гидравлические насосы, гидроцилиндры, системы термоизоляции и шумопоглощения, стеклоподъемники, датчики и запорные механизмы для дверей, лакокрасочные материалы и частично ГСМ.

Кроме того, на производстве очень интересуются литейным производством с важной оговоркой, на первом месте – качество! Кроме того, есть сложности с коробкой передач. В настоящее время выпускаются коробки «Ecosplit ZF» в 16 ступеней, доля отечественных компонентов в них составляет 60%, но эту цифру вполне реально увеличить еще на двадцать процентов. Все, что не получится заменить или изготовить самостоятельно, будут закупать путем параллельного импорта.

Сейчас «Камский автомобильный завод» в серьезных раздумьях касательно ведущего гипоидного моста. Ранее, как не сложно догадаться, он приобретался у «Mercedes-Benz», а теперь специалисты работают над созданием собственного аналога. Но уже на следующий год обещают начать производство модели 54901. Как будут обстоять дела через некоторое время – увидим.

Но не «КАМАЗом» единым славен российский автопром. На предприятии «Урал» в городе Миасс составили план работы на ближайшие пять лет. Согласно ему, за этот период предполагается увеличить число выпущенной грузовой техники до 20 тысяч машин ежегодно. На нынешний год пока в планах стоит изготовление 9100 грузовых автомобилей.

Но какие модели должны обеспечить полную загрузку для предприятия? Вероятно, предпочтение будет отдано универсальной бескапотной кабине. Она комфортна и, одновременно с тем, стоит недорого.

Для осуществления задуманного «Урал» поглядывает в сторону Китая и Индии, но пока предпочитает не давать конкретные комментарии по данному вопросу. Там есть и все необходимые возможности, а также специалисты, которые могли бы помочь разрешить этот вопрос. Поэтому перспективы этого направления вполне могут быть оправданы.

Еще ходят слухи о том, что «Урал» готовится догнать и перегнать прославленный «КАМАЗ» и его седельный тягач с колесной формулой 4Х2. Вполне возможно, что даже уже сегодня «Уралу» есть чем удивить потребителя.

Пока определенных заявлений нет, но раз такая мысль уже появилась в воздухе, кто знает, может быть, мы еще увидим захватывающую конкурентную борьбу уже внутри российской автомобильной промышленности. И пусть в России, согласно пословице, «долго запрягают», зато потом будет возможность очень быстро ехать. Будем надеяться!

Ссылка на основную публикацию